РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья об оценках "Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся"

Статья об оценках

Существует большое количество форм контроля знаний и умений учащихся: устный контроль при ответе у доски, устный контроль при ответе с места, письменный контроль при выполнении контрольной, самостоятельной или зачетной работы, при написании математического диктанта; парный взаимоконтроль, домашний контроль, самоконтроль и т. д.

Контроль знаний учащихся занимает достаточно большую часть учебного времени, и потому важно, чтобы он являлся не только частью учебного процесса, но и мощным воспитательным средством, способствующим повышению успеваемости и качества знаний учащихся.

Каждая оценка должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика, стремление к более прочному усвоению знаний и учебных навыков, достижению более высоких результатов в учебном процессе.

С этой целью мною разработана, внедрена в учебный процесс и уже много лет успешно работает следующая система оценивания знаний учащихся на уроке.

Данную систему оценивания я называю накопительной, потому что оценка действительно копится в течение урока: за любой ответ с места (при устном счете или при рассказывании опорного конспекта, правила) ученик получает отметку «+» в случае верного ответа и отметку «-» в случае неверного ответа.

При решении примеров у доски ученик получает две отметки «+» в случае абсолютно верного решения, две отметки «-» в случае совсем неправильного решения и отметку «+/-» в том случае, если часть решения бала верной, а часть неверной.

За устный ответ у доски (при рассказывании учебного материала по опорному конспекту) учащийся получает три отметки «+» за правильный и точный ответ, три отметки «-», если ответить правильно не смог и т. д.

После того как накопилось шесть отметок, учащемуся выставляется оценка следующим образом: если все шесть отметок со знаком «+», выставляется оценка – 5, если одна – две отметки «-» а остальные «+», выставляется оценка – 4, равное количество плюсов и минусов означает накопление оценки – 3, если накопилось более трех отметок «-», выставляется оценка – 2. Если оценка полностью на уроке накопилась, она выставляется учащемуся и начинает копиться новая; если же в течение урока оценка не накопилась, она продолжает накапливаться в течение последующих уроков.

Такая система оценивания знаний учащихся помогает добиваться того, чтобы ученики во время всего урока работали активно. Ведь часто бывает на уроках такая ситуация, когда ученик ответил, получил за ответ оценку и, рассчитывая, что в ближайшее время его учитель спрашивать не будет, менее внимательно слушает объяснения учителя, менее активен в течение оставшегося времени на уроке.

Накопительная система оценивания имеет еще один положительный момент: из-за открытости процесса накопления оценки (ученик в любое время может посмотреть: сколько у него накопилось отметок и какие), снимается возможность конфликта между учителем и учеником.

Полностью отсутствуют ситуации, когда ученик заявляет: «А почему Вы Пете поставили оценку – 5, а мне – 4, хотя я тоже был у доски два раза в течение урока?» Снимается возможность возникновения конфликтов между учащимися, ни один ученик не упрекнет другого: «Конечно, тебя учительница уважает, поэтому и ставит всегда хорошие оценки, а меня недолюбливает, поэтому и ставит плохие оценки».

При такой системе оценивания знаний учащиеся, избавленные от унизительного страха перед двойкой, обретают уверенность, мажорное мировосприятие, оптимизм; нет питательной почвы для зависти, эгоизма, нечестности, зазнайства; все умеют трудиться на совесть; отношения между ребятами товарищеские, исключающие грубость и неуважение; нет деления на лучших и худших, сильных и слабых, актив и пассив; каждый имеет возможность проявить свои лучшие качества, реализовать свои способности.

При двух-трех уроках в неделю педагог, оценивающий знания учащихся традиционно, не имеет возможности спрашивать учеников чаще 2-3 раз в четверть. Оценка в таких условиях становится идолом, и значительная часть учеников учатся во имя оценки, развращая тем самым себя стремлением к сиюминутному успеху. Обилие оценок в такой системе оценивания уводит оценку с ведущих позиций, отнимая у нее право давления на личность. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят.

На уроке главенствует нацеленность на знания, на трудовой успех. Мотивом учения становится познавательный интерес. Любой, даже самый слабый ученик, может учиться лучше и, соответственно, получать лучшие оценки.

После введения такой системы оценивания, которая держит в напряжении учащихся в течение всего урока, позволяет учитывать каждый, даже самый короткий ответ учеников, я задумалась над тем, как можно на уроке создать доброжелательную атмосферу, комфортность учащихся во время работы в классе, снять у учащихся скованность при ответе, страх ошибки; чтобы ребята не испытывали страха перед низкой оценкой, не стеснялись отвечать, чтобы каждый ученик имел перспективу исправления нежелательной оценки на более высокую.

С этой целью была дополнительно введена так называемая система «минусов». В чем заключается суть этой системы?

Суть этой системы заключается в следующем: за невыполнение домашнего задания, за опоздание на урок, за отсутствие у учащегося на уроке необходимых принадлежностей, за нарушение дисциплины ученик получает от учителя замечание.

За решение задачи на смекалку, за участие в каком – либо математическом конкурсе, за выполнение заданий сверх тех, которые были заданы на дом и многое другое ученик зарабатывает «минусы». Все замечания и «минусы» фиксируются учителем в специальной тетради.

Как работает эта система?

Работает эта система так:

Если ученик не имеет замечаний, отрицательная накопленная оценка в журнал ему не выставляется, а остается в той тетради, в которой фиксировалось накопление оценки.

Ученик, не имеющий замечаний может обратиться к учителю с просьбой не выставлять накопившуюся тройку, а дать ему возможность продолжить накапливать оценку до более высокой.

Так называемые «минусы» являются противоположностью замечаниям: если ученик получил на уроке замечание, он может убрать его, отдав за это один «минус». Если ученик получил двойку по самостоятельной работе (за самостоятельную работу учитель вправе выставлять оценки учащимся по своему усмотрению), он может обратиться к учителю с просьбой: не выставлять двойку в журнал, отдав за это два «минуса».

Во время самостоятельной работы ученик имеет право за один «минус» обратиться к учителю за подсказкой и т. д. Каждый ученик понимает, что иметь замечания – это плохо, а иметь «минусы» - это хорошо.

Поэтому каждый ученик стремится не опаздывать на урок, содержать в порядке все необходимые принадлежности, выполнять домашние задания, соблюдать на уроке дисциплину, что воспитывает у учащихся прилежность, собранность, дисциплинированность.

Каждый ученик стремится заработать больше так называемых «минусов», для этого старается участвовать во внеурочной деятельности по предмету, выполнять дополнительные задания, решать предлагаемые учителем задачи на смекалку и т. д., что способствует творческому развитию учащихся, повышению интеллектуальных способностей, повышению интереса к изучаемому предмету.

Введение указанных систем контроля, позволяет каждому ученику:

  • исправить любую оценку на более высокую (в этом состоит принцип открытых перспектив);
  • не иметь по предмету двоек (двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом);
  • приобщаться к ежедневному трудовому напряжению (в результате чего воспитывается организованность, трудолюбие, воля);
  • вырабатывать познавательную самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях.

При общении с выпускниками радостно слышать от них такие слова благодарности: «Спасибо Вам за то, что приучили нас к исполнительности, собранности, организованности. Нам это в жизни очень помогает». После таких слов еще раз убеждаюсь в том, что система оценивания знаний и умений учащихся не должна быть простой формальностью, а должна являться частью воспитательного процесса, помогать решать не только проблемы учебного плана, но и воспитательного, тогда и сам учебный процесс будет более плодотворным и результативным.

Токаренко Лидия Михайловна07.11.2016 930 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar