РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мониторинг обучаемости учащихся 1 классов и формирование мотивации к обучению

Мониторинг обучаемости учащихся 1 классов

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

В 1 классе система оценивания является безотметочной лишь для ребенка, учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Предлагаю вашему вниманию различные формы контроля и оценивания:

1. Работа с индивидуальными листами достижений.

Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, можно вести «Листы индивидуальных достижений» по предметам.

Именно они помогают выявить индивидуальную динамику качества усвоения предмета ребенком и не допускают сравнения его с другими детьми. Данный лист достижений хранится у учителя, заполняется им в течение учебного года, а затем вкладывается в портфолио обучающихся. По нему достаточно просто отследить динамику освоения как предметных, так и личностных и метапредметных умений и навыков.

Форма фиксации учебных достижений учащихся при безотметочной системе обучения

  • «+»– хорошо знает и может применить на практике. Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;
  • «+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;
  • «» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;
  • «–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;
  • «!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.

Учебные достижения учащихся в таблицах можно отмечать в баллах либо процентах.

2. Рубежный контроль по четвертям, итоговая диагностика уровня обученности в конце года помогают отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса.

3. Таблицы метапредметных результатов дают возможность педагогу вовремя скорректировать универсальные способы деятельности, которые учащиеся применяют, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

4. Формирование «портфолио» ученика, оформление учебных, спортивных и творческих успехов. Просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок учится анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие инициативные проявления. Важно создавать в классах временные специальные выставки «Наши достижения». Творческие работы, которые не подлежат оцениванию, могут храниться в «Портфеле достижений ученика».

Портфолио позволяет учащемуся продемонстрировать все возможные виды своих достижений (результатов), достигнутых за определенный период не только в процессе обучения, но и в более широком социальном контексте

5. Использование знаковой символики при фиксировании степени усвоения учащимися учебного материала. Учебная и внеурочная деятельность в нашей школе, предусматривает ежеурочную рефлексию и самооценку своей деятельности на уроках. С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков.

Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они дорисовывают человечку рот с подходящей эмоцией. Позднее они этими значками оценивают свою работу.

Так же учащиеся оценивают свою работу, закрашивая кружок на полях. Если работа выполнена без ошибок кружок закрашивается полностью, есть недочеты – половина закрашена, выполнено неверно, задание не понято – кружок не закрашен.

Ученикам нравится читать в своей тетради позитивные замечания учителя типа: «Я вижу твои успехи, а ты?», «Мне приятно с тобой работать», «Вижу, что ты не забыл мои замечания», «Спасибо за труд».

Иногда я предлагаю детям оценить свою работу с помощью поговорки или высказывания:

  • 1 - Ума палата
  • 2 - Это успех
  • 3 - Сделано наспех – сделано на смех.
  • 4 - Терпение и труд – всё перетрут.
  • 5 - К большому терпению придёт и умение.
  • 6 - Захотел – сделал!
  • 7 - Нерадивый дважды дело делает!

Безотметочная система оценивания выполняет следующие функции:

  • Здоровьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребёнка.
  • Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки ребёнка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником, она начинает помогать ребёнку учиться. Развитие адекватной самооценки возможно при содержательном оценивании, связанном с преодолением таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобленность, равнодушие, угнетённость и т.д.
  • Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерий относительной успешности. Представление учащихся о разных способах видах и формах оценивания даёт возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами.

В первую очередь, оценка, какая бы она ни была – проявление чуткости и доброжелательности к ученику.

Правила «оценочной безопасности»

  • Не скупись на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.);
  • Хвали исполнителя, критикуй только исполнение. Вместо: «Ты сделал три ошибки в этом примере» лучше сказать: «Давай найдём в этом примере три ошибки»;
  • «На бочку дёгтя – ложка мёда», так как даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём;
  • Ставь перед ребёнком конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективней будет установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - не больше пяти»;
  • «За двумя зайцами…». Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если сегодня ставишь задачу не забыть точку в конце предложения, прости ученику, что он забыл, как пишется заглавная буква «Д»;
  • «Формула опять ты не…» - верный способ выращивания неудачников;
  • Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки!

Формирование положительной мотивации к учению у первоклассников.

Мотивация первоклассника является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы. Поэтому к изучению мотивации первоклассника необходимо подходить, учитывая данные обстоятельства.

Мотивы - это осознанные причины и побуждения деятельности. Мотив учебной деятельности можно определить как направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой. Мотивация есть совокупность методов. Мотивация учения - комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Психолог А.К.Маркова, специально исследовавшая эту проблему, выделяет пять типов, ступеней включенности учащегося в учебную деятельность. Это следующие типы мотивации:

  • Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бледностью и узостью мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить учебные цели и преодолевать трудности. Нет умения выполнять задания по развернутой инструкции взрослого. Нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность не сформирована.
  • Безразличное (нейтральное) отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличием неустойчивых переживаний новизны и интереса, возникают первые предпочтения одних учебных предметов другим. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга. Для таких учащихся характерно понимание и первичное осмысление целей, которые ставит преподаватель. Типичная для них учебная деятельность – это простые учебные действия на основе образца и инструкции. Возможны простые виды самоконтроля.
  • Положительное аморфное отношение к учению (предотношение). Для мотивации учения характерно сочетание широких познавательных мотивов (интерес к результату учения и оценке) и широких социальных мотивов. Учащиеся с мотивацией данного типа в ходе учебной деятельности переживают эмоции удивления, новизны учебного материала. Они восприимчивы к новым знаниям. Их учебная деятельность отличается тем, что они понимают и выполняют те цели, которые ставит педагог. Хорошо выполняют учебные действия по образцу и инструкции, осуществляют самоконтроль.
  • Положительное отношение к учению (познавательное, осознанное). Ученики с этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит педагог, и на этой основе ставят свои цели учебной деятельности. На этой основе происходит формирование новых мотивов учебной деятельности, осмысление соотношения мотивов и целей. Учебная деятельности для них является не только воспроизведением образца, который дан учителем, но и осуществлением учебных действий по собственной инициативе. Они различают способы и результаты учебной деятельности, способны к поиску разнообразных способов достижения результата. Умеют планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления, хорошо развит самоконтроль и самооценка учебной деятельности.
  • Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению. Для учащихся с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение мотивов, их иерархия. Мотивы сбалансированы, гармонируют друг с другом. Они умеют ставить перспективные нестандартные цели учебной деятельности, реализовывать их и преодолевать препятствия при их достижении. Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, типичным является поиск нестандартных способов решения учебных задач. Такие школьники предвидят социальные последствия своей учебы, их учебная деятельность переходит в самообразовательную.

Структура мотивационной сферы первоклассника в процессе обучения проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей среды.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Педагогические условия формирования у первоклассников положительной мотивации к учению обусловлены, в первую очередь, особенностями возраста детей, а именно:

  • преобладанием наглядно – образного мышления;
  • склонностью к игровой форме деятельности;
  • изменениями в социальном статусе детей;
  • стремление детей к самостоятельности;
  • необходимостью ощущения своей компетентности;
  • острой потребностью в похвале, поддержке, оценке своей деятельности, в поддержке самооценки;
  • необходимостью налаживать отношения со сверстниками, учителем, привыкать к новому статусу в семье;
  • повышением самостоятельности.

Таким образом, педагогическими условиями, способствующими формированию у первоклассников положительной мотивации к обучению, будут являться:

  • использование наглядности на уроках, как средства активизации внимания и лучшего запоминания;
  • использование игровых моментов на уроках;
  • занимательность информации и эмоциональность преподнесения учебного материала учителем;
  • использование групповых форм работы;
  • использование практических методов на уроке, например, проведение опытов;
  • опора на имеющийся у детей жизненный опыт;
  • грамотное руководство самостоятельной работой первоклассников, предложение посильных заданий для самостоятельного выполнения;
  • осторожная, чётко продуманная система отметок, обоснованная и корректная оценка учебной деятельности школьников;
  • работа учителя с родителями;
  • гибкость в использовании классических педагогических приёмов (лекций, бесед, дедуктивных и индуктивных и других методов) проведения уроков, своевременная смена методов на уроке с целью удержания внимания детей и формирования прочных знаний.

Важную роль играют методы проблемно-развивающего обучения.

Ведь формирование потребностей и мотивов происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учиться, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация . Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе её выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции, то можно ожидать , что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности. На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но всё это для некоторых детей незначимо. Они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты своей деятельностью: мечтают, думают о своём. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приёмом является создание проблемных ситуаций. Очень эффективно начинать создание проблемных ситуаций с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация будет толчком к началу интенсивного мышления.

Коллективные формы учебной деятельности также играют значительную роль в становлении мотивации учения. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже «глухих» ребят, так как , попав в группу одноклассников , которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей. Когда ребёнок, работая коллективно в группе, находясь в общении с товарищами, наблюдает, какой интерес вызывает деятельность у ребят, как важна для них эта работа, то он сам начинает её ценить, понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью, приводит к становлению мотивации.

Для формирования устойчивой положительной мотивации важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, Надо отметить все положительные стороны , продвижения в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков. Особенно осторожно надо использовать неудовлетворительные отметки . Надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребёнок ещё не знает, пока не усвоил.

Переступая порог школы, у детей ведущей становится учебная деятельность. Но игровая деятельность продолжается. Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, преодолением трудностей. Это приучает ребёнка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять чёткую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, проявляют сообразительность и находчивость. В игре дети познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов. В процессе игровой деятельности осуществляется физическое , эстетическое , нравственное воспитание. Выполняя правила игры , ребята приучаются сдерживаться, контролировать своё поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу.

Работая с младшими школьниками , я поняла, что использование игровых технологий на уроках , во внеурочной деятельности , особенно в 1 классе, является необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогает создать для ребят более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни. Особенно интересно проходят уроки-экскурсии в зимний( весенний, осенний) парк ,уроки-путешествия в страну (город, на остров). С огромным удовольствием дети готовятся и участвуют в празднике «Прощай , Азбука!», сейчас мы начинаем подготовку к празднованию Нового года.

Практика показывает, что использование игровых технологий открывает учащихся с неожиданной стороны, а созданная учителем атмосфера непринуждённости заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже самых робких и застенчивых

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – важный аспект работы учителя начальной школы. Поэтому от его опыта, накопленного методического багажа, личной заинтересованности в работе, высокой мотивации, а также от знания возрастных особенностей детей и готовности оперативно действовать в любой учебной и воспитательной ситуации зависит успешность первоклассников в учебном и психологическом планах.

Бугайчук Марина Сергеевна13.11.2016 1740 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar