РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современный учитель. Одаренные дети. Использование ИКТ на уроках физической культуры.

Современный учитель

Учитель физической культуры
Полянская Галина Викторовна
МАОУ "Гимназия им. Н.В. Пушкова

 

Какими качествами должен обладать современный учитель?

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей учащегося. Двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека. Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.

К школе предъявляются сегодня высокие требования. Современная школа-это школа , где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное и качественное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Учитель должен:

  • быть доброжелательным и чутким;
  • быть увлеченным своим делом;
  • способным к экстремальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Кроме всего учителя должны разнообразить формы и методы своей работы при обучении одаренных детей и иметь:

  • знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;
  • знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии;
  • знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей;
  • умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности;
  • умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи. Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в ученике».

 

Работа с одаренными детьми

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык одаренности или "не одарённости". У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их, расти и развиваться. Если всё же настаивать на так называемом термине "одарённые дети", то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже.

В школе я работаю уже более 10 лет, и могу уже сделать определенные выводы. Наблюдая за очередным набором первоклашек, мы видим что дети стали менее подготовлены к школе. К сожалению, дети приходят к нам уже с ослабленным здоровьем, совершенно не готовые к школьным нагрузкам. Не говоря уже о физических. Дети "неорганизованные" или попросту "домашние". После незначительных перенесенных заболеваний (ОРВИ,ОРЗ и т.д.), родители предоставляют справки-освобождения на две недели, и не позволяют ребятам заниматься. (Ребята с удовольствием поиграли бы в спокойные, может даже малоподвижные игры). Это расхолаживает детей.

С одной из проблем на мой взгляд, с которой чаще всего сталкиваемся в школе по-настоящему талантливых детей – самородков - в образовательном учреждении немного: 1-2 человека в классе, а вот предлагаемых нам конкурсов от самых различных организаций огромное количество.(в т. ч. и предметные олимпиады). Все это с головой захлёстывает и учителей, и десяток-другой одарённых ребят, ведь именно на их ещё не окрепшие плечи ложатся многочисленные конкурсы сочинений и рисунков, олимпиады, научно-практические конференции и пр. И мы сами учителя требуем от детей обязательного участия. Как правило во всех или почти во всех конкурсах и олимпиадах участвуют одни и те же ребята, да причем в один и те же сроки. При такой системе обязательности-принудительности участия конкурсы не развивают способности ребёнка, а только эксплуатируют их.

Они истощают одарённость ребёнка так же, как её истощают ожидания и надежды взрослых, которым ребята пытаются соответствовать. Объять необъятное нельзя, во всём и всегда нужно знать меру.

В настоящее время нет целостной системы, которая составляла бы часть методической системы и, в частности, системы развития одаренных способностей учащихся в процессе обучения например физической культурой в общеобразовательной школе. Таким образом, существует множество неразрешенных проблем, связанных с развитием одаренных детей.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Уже с первого класса со всеми учащимися работает психолог, проводя тестирование, определяет уровень развития каждого ребёнка. Учитель наблюдает, исследует потенциал, изучает каждого ученика. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету, который способствует развитию творческих способностей учащихся.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления-одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развит способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек может реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Применение и реализация инновационные технологии по физической культуре, направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. Для этого используются здоровье сберегающие технологии. Здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.

Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование ИТ (информационных технологий) в школе - процесс объективный и вполне закономерный. Компьютер дома, в школе, в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства ИТ на уроках физической культуры?

 

Использование ИТ на уроках физической культуры

Это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя.

Думаю, использование ИТ, интересно для творческих педагогов, которые готовы "добывать" необходимую информацию, систематизировать и наглядно достойно представлять её. Учащиеся лучше воспринимают эту информацию: "Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!". Ведь, согласитесь, навыки, приобретённые нами в молодости, теряют в качестве исполнения, если ты не занимаешься видом спорта систематически. Поэтому показать видеофрагмент, фотографию, схему иной раз бывает полезнее корявого показа двигательного действия.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему.

Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

Так же использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным.

Одно из требований ФГОС к реализации основных образовательных программ в условиях информационного общества – создание образовательной среды, необходимой для овладения знаниями и умениями, становления ключевых компетенций и расширения социального опыта учащихся.

Учитель организует процесс обучения как совместную деятельность учащимися в соответствии с содержанием образовательной программы, личностным опытом, познавательными потребностями и интересами учеников. Учитель становится организатором педагогической поддержки учащихся. Ученик же выступает как создатель новой информации. Поэтому перед нами стоит еще одна задача – воспитание учителя нового поколения, который видит своей задачей создание и организацию условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к ожидаемым образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества.

В заключении хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.

Полянская Галина Викторовна22.11.2016 680 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar