РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие ловкости у дошкольников

Микрюкова Ирина Александровна,
магистрант института педагогики и психологии детства
Уральский государственный педагогический университет,
Россия, Екатеринбург

Движение – неотъемлемая часть жизни человека. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности людей, именно поэтому знания, умения и правильная организация физической культуры должна закладываться в раннем детстве. Наиболее интенсивный рост и развитие физических и духовных способностей происходит в дошкольном возрасте. Физическое воспитание ребёнка в условиях организаций для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонично развитыми. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общие физические качества, двигательная активность и другие важные компоненты, необходимые для всестороннего развития личности.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Именно в федеральных государственных стандартах говорится о том, что физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Одно из важнейших психофизических качеств ребенка, которое берет свое начало на ступени дошкольного образования, является ловкость. Выдающийся физиолог Н.А. Бернштейн дает глубокий анализ ловкости. По образному выражению автора, «ловкость — ...козырная масть, которая кроет все остальные карты». Ловкость отвечает за точность и согласованность движений в меняющихся условиях, способность быстро и эффективно овладеть новыми движениями.[1]

Ловкость – это сложное комплексное качество, которое в большей мере обусловлено центрально – нервными влияниями, зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний.

Ловкость необходима при выполнении всех основных движений. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.

Авторы определяют ловкость, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.[2]

Позднее, наряду с термином «ловкость» стали применять термин «координационные способности». Н. А. Бернштейн указал на существенное различие рассматриваемых понятий. Он отмечал, что, действительно, ловкость проявляется в двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее, быстрой, точной гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды. Координационные же способности, по мнению автора, проявляются при осуществлении любого двигательного действия.

Координационные способности - это совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями.[4]

У детей дошкольного возраста очень высока потребность в движении, развивается ловкость и координация. Дошкольники осваивают основные движения, начинают развиваться физические качества: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость. За период раннего и дошкольного возраста непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. [3]

Происходит формирование двигательных навыков, расширяется представление о самом себе, своих физических возможностях.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:

  • в движении;
  • в общении;
  • в познании;
  • в самореализации, свободе, самостоятельности;
  • в радости, удовольствии;
  • потребность быть «как взрослый».[5]

Исходя из вышеизложенного, мы решили разработать комплекс игр и упражнений для повышения уровня ловкости детей дошкольного возраста.
Упражнения в ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, «напряженного внимания». Их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации.

Поэтому упражнения должны проводится непродолжительное время и в начале двигательной деятельности. А чтобы связать мышечные ощущения с формированием двигательного навыка в работе используются картинки-схемы для оценки техники выполнения движений и карты-схемы для выполнения общеразвивающих упражнений. С целью формирования телесной рефлексии внимание детей обращается на различие мышечных ощущений при выполнении одного и того же упражнения с разнообразными предметами. Уточнение дифференцировки кинестетических ощущений происходит при выполнении отдельных элементов упражнений с закрытыми глазами.

Для развития ловкости важен элемент новизны, поэтому детям предлагаются варианты выполнения физических упражнений, развивающие двигательную находчивость: выполнение упражнений в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без них, с музыкальным сопровождением.

  • Бег с изменением направления движения (для начала пусть ребенок вас преследует): поворот кругом во время бега, бег «змейкой», бег по диагонали.
  • Бег по узкому «коридору» (10—15 см), ограниченному линиями или натянутыми веревками.
  • Прыжки (самые разнообразные) с использованием в качестве ориентира линии, узкого «коридора» (10 см) или натянутой веревки.
  • Круги мячом в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Игры с бегом «Салочки», «Менялки», «Ловишки» и другие, в которых дети знакомятся с разнообразными приёмами увёртывания, постигают, как можно резко изменить направление - остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение.

Игры, направленных на развитие ловкости, основным содержанием которых является выполнение определённых заданий – «Дотронься до», «Собери бусы», «Разойдись - не упади», и т.д. Игры с элементами соревнований: «Рыбаки», «Капкан», «Бой капитанов», «Совушка».

Для развития ловкости полезны упражнения с мячами, которые совершенствуют навыки точных движений. Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями, различные сложные манипуляции с мячами. Поэтому многие игры и упражнения были взяты из такой формы как «Школа мяча». «Школа мяча» рассматривается как одна из форм физического воспитания дошкольников, органично включенная в целостный процесс развития, образования и воспитания детей.

Таким образом, использование подобранных игровых упражнений и подвижных игр способствует значительному обогащению двигательного опыта детей дошкольного возраста, увеличению резерва условно-рефлекторных связей. На их основе эффективнее не только развивается ловкость как психофизическое качество, но и повышаются показатели статического равновесия и общий уровень физической подготовленности. На наш взгляд использование подвижных игр и упражнений в физическом воспитании является важным педагогическим условием развития ловкости у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М.. Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
  2. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.\ стр 8-9.
  3. Солодов А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Терра-спорт. Олимпия пресс, 2001. – С. 406.
  4. Фарфель B.C. Движение развитие, здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1964.-46 с.
  5. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1998.
Микрюкова Ирина Александровна28.11.2016 770 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar