РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование технологии развития критического мышления чтения и письма как средство развития познавательной активности младших школьников

Бандоим Светлана Александровна
МОУ «Средняя школа № 37»
учитель начальных классов
г.о. Саранск

Д. Ушинский писал: «Учение лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями».  «Не убить»  желание учиться, сделать процесс обучения интересным, повысить мотивацию учеников,  активизировать их познавательную  активность и мыслительную деятельность, добиться высокой успеваемости качественных знаний – моя задача  как учителя.  Я  стремилась и стремлюсь каждый этап урока и уроки в целом сделать привлекательными и интересными, используя инновационные технологии. Особо универсальной и практичной считаю  технологию развития критического мышления. Отсутствие предметных, возрастных ограничений являются определяющим, так как, будучи учителем начальных классов, преподавая в одном классе несколько предметов, хочется владеть именно такой универсальной технологией обучения. Несомненно, выбор этой технологии  определили и такие отличительные черты, как практико-ориентированный характер обучения, возможность одновременного решения задач развития, обучения и воспитания, ориентация на сотрудничество участников образовательного процесса.     Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. 

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.

Одним из них является составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы [ 4, с.173].

В работе над кластерами я придерживаюсь следующих  правил:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Пример использования метода кластера на уроках русского языка при изучении темы «Глагол»

Выделяем центр – это наша тема (например, «Глагол»), от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы («Признаки глагола – постоянные и непостоянные»), а от них соответствующие термины, понятия («Глагол, его грамматические признаки  и т.д.).  Этот приём можно использовать на всех стадиях урока.

Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём инсерт.

В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.  Широкое  применение находит этот приём на уроках окружающего мира.

Прием «Верите ли вы, что…» применяю на стадии вызова.

Перед  каждым учеником карточка  с таблицей , где записаны утверждения по теме утверждениями. Учитель задает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка останется пустой.

На примере  урока  окружающего мира при изучения темы «Горы».

Утверждения по теме:

  1. Поверхность нашей земли разнообразна?
  2. Большую часть  нашей земли занимают низменности.
  3. Температура в горах ниже, чем на низменности
  4. Горные вершины более трёх тысяч метров? 
  5. Края с гористой поверхностью   не пригодны для занятий сельским хозяйством .

В течение урока ученики будут обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

Уроки литературного чтения дают мне возможность варьирования приёмов ТРКМ: «чтение с остановками» - прогнозирование текста, «Дерево предсказаний» - предположения по поводу развития сюжетной линии. «читательский отклик» - комментарии к прочитанному тексту, впечатления, «чтение и суммирование в парах»,  ведение «бортового журнала».

Пример использования приёма «ведение бортового журнала» на уроке литературного чтения при изучении басен Л.Н.Толстого «Лев и мышь» и «Отец и сыновья».

Заполнение «Бортового журнала» исследователя литературных произведений

Басни

Было

Что произошло?

Стало

«Лев и мышь» (животные)

враги

сделали друг другу добро

друзья

«Отец и сыновья»

 ругались, ссорились

оценили силу единства

стали жить в согласии

Широкие возможности для более глубокого осмысления  изучаемого материала даёт применение приёма  «Толстые-тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы - ответ на них находится в изучаемом учебном материале.   «Толстые» вопросы – ответ на них предполагает поиск других источников информации. Прием «Толстый и тонкий вопросы»  я применяю в следующих обучающих ситуациях: для организации взаимоопроса (после изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом), для начала беседы по изучаемой теме (после небольшого вступления просим учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, тем самым  основные  направления изучения темы, которые интересуют учащихся)  и для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.Также практикую приём «Лови ошибку» ( в частности на уроках русского языка и математики). Учащиеся находят («ловят») ошибки, допущенные учителем (например, слова с орфографическими ошибками).

Технология развития критического мышления подразумевает  развитие  аналитических, познавательных и творческих способностей учащихся. Этому  способствует применение таких приёмов ТРКМЧП  как  приём ассоциации, «РАФТ»,  «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Пример применения приёма « Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») на уроке литературного чтения .

Мыслительные операции

Тип вопросов

Суть вопроса

Пример вопросов по теме

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Как ты можешь охарактеризовать главного героя?  Где произошла случайная встреча, так  изменившая самосознание главного героя? Каким предстал герой в начале рассказа?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял.?

Ты действительно думаешь, что  в  Мишке нет положительных качеств?

То есть ты говоришь, что...?»,

 

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Какой вывод вы сделали для себя, прочитав это произведение?

Какие поступки неприменимы в отношенни вас?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Что толкает героя на необычные для него поступки? Ожидали ли вы их от него? Почему?

 

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Что будет, если он найдёт этого слепого человека и отдаст ему палку?  Что должен успеть Мишка? Что могло  бы повлиять на ход событий в рассказе?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?

Что тебе не нравится в Мишке?

Как ты относишься к герою в начале и в конце рассказа?  Веришь ли ты, Что он ещё исправится в лучшую сторону?


На стадии  рефлексии   использую  приёмы  « синквейн», « РАФТ» и «Шесть шляп».  Прием «синквейн» - это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);вторая строчка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка - описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; последняя строка - это синоним из одного слова.Суть приема «Шесть шляп» в том, что  каждая группа получает цветные шляпы с надписями : белая  ( факты), жёлтая ( позитивное мышление), чёрная ( проблема) , красная  ( эмоции), зелёная ( творчество), синяя (философия, обобщение). Однако в своей педагогической практике сталкиваюсь с проблемой, что дети младшего школьного возраста испытывают трудности в выражении и обобщении изученного при реализации этого приёма.

Пример использования приёма «РАФТ» на уроке  изобразительного искусства по теме « Хохломская живопись».

Учитель предлагает написать небольшой рассказ после изучения темы по окружающему миру «Хохломская живопись». Рассказ должен быть от имени художника , и предназначен он будет для жителей другой страны , например, Японии.Определяем четыре параметра будущего текста: Р – роль (художник); А – аудитория (кому вы будете писать – жители японии); Ф - форма – рассказ= презентация рисунков; Т – тема «Золотая хохлома». Ученики в течение 3-5 минут составляют и рассказывают  рассказы об особенностях хохломской живописи и демонстрируют свои работы.

Реализовать все приёмы технологии развития критического мышления в полном объёме не представляется возможным в силу возраста моих учеников, их жизненного опыта,  но даже  включение в работу некоторых из них способствует развитию у моих учеников таких умений, как:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте  уже с имеющимися;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • работать с разными видами информации;
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли.
  • работать в команде, умение договариваться, вести дискуссию и слышать собеседника.

 

Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
  4.  Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
  5. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.
  6. Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил // Пособие, -М., Изд-во ин-та «Открытое общество», 2002.- 105 с.
  7. Федотовская Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления при работе с иноязычными текстами. // «Текст. Восприятие, информация, интерпретация». Сб. докладов I Международной научной конференции Российского нового университета. - Москва, 2003. - с.279 – 283с.
  8.  Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000, 512с.
Бандоим Светлана Александровна24.11.2016 600 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar