РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Коллективно творческое дело как системообразующий компонент воспитательной системы образовательного учреждения казачьей направленности

Попова Татьяна Ивановна
Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Станица Тбилисская,
Тбилисский район Краснодарский край

В условиях национального самосознания, современная педагогическая наука всё чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, традициям казачества как средствам воспитания подрастающего поколения. Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Да и сам казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи своих предков.

Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей, которое необходимо сохранить и трансформировать через века в современность.

Я работаю в классе казачьей направленности. Образовательно-воспитательная работа в классе строится на следующих аспектах:

  • Военно – патриотический аспект: Казак – доблестный защитник Отечества.
  • Трудовой аспект: Казак – труженик.
  • Морально – нравственный аспект: Казак – грамотный, дисциплинированный воспитанный человек.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних явлений, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте большие возможности для систематического и последовательного нравственного и патриотического воспитания детей. Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявились их лучшие черты и качества, т. е. должно проходить в коллективной деятельности (КТД). Данная методика (КТД) предполагает широкое участие каждого ребёнка в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, видеть успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. В КТД в нашем классе включены и родители, т. е. происходит взаимодействие людей разных возрастов. Это конечно и бабушки, и дедушки. Многие семьи имеют казачьи корни, и это облегчает работу КТД по казачеству. Сила каждого коллективно творческого дела в классе казачьей направленности в том, что оно требует общего поиска, даёт ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на мой взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Предлагаю вам КТД по казачеству:

Тематическое занятие «Труд и быт казаков на Кубани» (Тема по программе кружка «История и культура кубанского казачества»)

Чётко и правильно организованное мероприятие должно создать высокий эмоциональный настрой у всех присутствующих (ребят и взрослых – приглашённых: родителей, бабушек и дедушек, казаков – старожилов) и формированию росту интереса к исторической жизни казаков на Кубани.Воспитательные возможности КТД могут быть организованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы
И. П. Иванова как родоначальника этой методики.

Первая стадия - предварительная работа.

На этой стадии мною была составлена модель, образ будущего КТД. Сформулированы воспитательные цели и задачи. Проведён анализ сложившейся обстановки в детском коллективе. Определено место КТД в общей системе воспитательной работы.

Таким образом, мне предстояло ответить на следующие вопросы:

  • Какова основная идея КТД? - /Познакомиться с трудом и бытом казаков на Кубани./
  • В какой форме будет проходить КТД? -  /В форме тематического занятия./
  • Кого привлечь к участию? – / В подготовке и проведении участвуют ребята 2 «А» класса родители, бабушки и дедушки, казаки – старожилы./
  • К кому обратиться за помощью? – /В подготовке КТД помощь окажут работники библиотеки, руководитель школьного музея, учитель ИЗО,ОПК, классный руководитель, казаки- старожилы ./
  • Когда провести стартовую беседу? - /Стартовая беседа проводится за одну неделю до начала мероприятия./

Цель заключается в том, что руководитель детского коллектива «зажигает» детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается Что? Где? Когда?

Вторая стадия – коллективное планирование КТД.

Планирование проходило в микро группах, а также на общем собрании детского коллектива. Был составлен общий план жизни коллектива и план конкретного КТД.

На сборе - старте выступали представители микро коллективов и отвечали на вопросы:

  • Что и для кого будем делать? - /Для себя, чтобы узнать историю труда и быта кубанских казаков, для приглашённых гостей, чтобы они могли вспомнить и поделиться своим жизненным опытом./
  • С кем вместе это будем делать? - / Вместе с работником библиотеки, руководителем школьного музея, учителем ИЗО,ОПК,музыки,классным руководителем, казаками – старожилами./
  • Кто будет участником? / - Ребята 2 «А» класса, родители, бабушки и дедушки, казаки – старожилы./
  • Кто и кому будет помогать? - / Взаимопомощь/

Третья стадия – коллективная подготовка КТД. /Самая сложная и ответственная стадия./

Для подготовки и проведения выбранного КТД был создан специальный орган - Совет

Дела, в которые вошли представители каждого микро коллектива. Проект КТД уточнили в микро коллективах, которые планировали и начали работу по воплощению общего замысла.

  • 1 группа- готовит сообщение - рассказ и презентацию по теме «Традиционные и современные трудовые обязанности казачьей семьи».
  • 2 группа - готовят эскиз обустройства жилища казаков, презентацию, рассказы–воспоминания старожилов.
  • 3 группа – Поисковая работа. Школьный музей: домашняя утварь в казачьей семье.
  • 4 группа – сообщение о казачьих блюдах. Рецепты и секреты этих блюд.
  • 5 группа – рассказ о поведении казаков за семейным столом.Гостеприимство в казачьих семьях.
  • 6 группа – пословицы и поговорки, частушки и песни по теме.

Четвёртая стадия – проведение КТД.

Здесь представляется в жизнь, всё, что было задумано. Длительность до 1 часа.

Главное для педагога на этом этапе – создание психологического комфорта.

Пятая стадия – подведение итогов КТД.

Подведение итогов проходит на общем сборе, которому может предшествовать опрос-анкета.

Опрос-анкета содержит первичные вопросы- задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Анализ проходит сразу после КТД. Необходимо иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить всё положительное и его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия – последействие.

На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому.

Воспитательная работа с детьми в классе казачьей направленности – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют сообща, если они партнёры и друзья.

Наша задача - помочь детям вернуться к казачьим истокам, воспитывать у них чувство патриотизма. Думаю, главной цели мы уже достигли: мальчики, несмотря на свой юный возраст, осознали, что они будущие защитники Отечества, а девочки – что им предстоит быть хранительницами домашнего очага.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены