РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Разработка тематики консультаций для родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Работу выполнила:
Колесникова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ «Целинная СОШ №2»
села Целинного Целинного района Алтайского края

 

Введение

В настоящее время, в условиях, проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здоровье, его знания, его способность к передвижению и возможность получения доступной информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в особенности инвалиды, – наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

 

Актуальность

Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и них ложится основная ответственность за его развитие. Общеизвестно, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития» (Л. С. Выготский, 1983). В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт – семья. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Необходимым звеном всей системы коррекционно-педагогической работы должно стать активное участие в ней семьи, поэтому задача специалистов обучить родителей способам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, помочь им выбрать оптимальное направление работы и познакомить их с ее содержанием.
 

Привлечение  родителей к коррекционно-развивающей работе

Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, – все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. 

Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Этим и определяется необходимость привлечения родителей к участию в коррекционно-развивающей работе.

Необходимым условием закрепления достигнутого является активное взаимодействие педагогов с близкими ребенку взрослыми, позиции которых в отношении к ребенку должны быть скорректированы, а сами они обучены адекватным способам коммуникации и осведомлены о возможностях развития ребенка и о способах их активизации.

 

Формы работы с родителями

В работе с родителями применяются как групповые, так индивидуальные формы работы. Существенную помощь родителям могут оказать индивидуальные консультации.

Индивидуальное консультирование предполагает:

  • совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
  • анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;
  • индивидуальное проведение практикумов по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания).

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары-практикумы; тематические консультации; психологические тренинги и другие.

Семинары-практикумы, как правило, посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.

Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке.

Родительские тренинги предназначены для наиболее подготовленных родителей, для тех из них, кто понимает, что помочь ребенку можно только в том случае, если меняешься сам. Эти тренинги могут иметь форму контакт-группы, группы психодрамы, арт-терапии, тренинга личностного роста и т. д.

При всем разнообразии форм проведения этой работы с родителями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения мероприятий; целевое их планирование; при определении тематики учет родительских запросов; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия; наличие конкретного исполнителя (специалиста), ответственного за проведение мероприятий.

 Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы. Привлечение в качестве выступающих врачей, психолога повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает у родителей привычку их посещать. Место и время проведения собрания должно быть четко определено, например, последняя пятница каждого месяца. А тематика собраний, согласованная со всеми специалистами общеобразовательного  учреждения, должна быть известна  родителям.

Собрания для родителей младших школьников целесообразно проводить раз в четверть, четыре раза в год. Каждое родительское собрание необходимо завершать подведением его итогов и конкретными рекомендациями, которые понятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень их родительской подготовки, и реально ими выполнимы.

Ожидаемые результаты: родители станут активными участниками образовательного процесса, выстроятся доверительные отношения между педагогом и родителями, повысится педагогическая грамотность семьи, взрослые в нужное время скорректируют свои отношения с ребёнком и смогут во всём ему помочь.

Для родителей детей учащихся в начальной школе могут быть предложены следующие темы собраний (см. ниже).

Темы собраний составлены для родителей учащихся начальной общеобразовательной школы (1-4 класс),  одно собрание в четверть. Место проведения: сельская общеобразовательная школа МБОУ «Целинная СОШ №2» Целинного района Алтайского края.

 

№ п/п

Тема

Сроки

Класс

Ответственный

1

Адаптационный период первоклассников

1 четверть

1

Классный руководитель

2

Особенности психофизического развития ребенка младшего школьного  возраста

2 четверть

1

Школьный психолог

3

 Подвижные игры в системе коррекционной работы

 

3 четверть

1

Учитель физической культуры

4

Разрешение конфликтных ситуаций

4 четверть

1

Школьный психолог

5

Личностное развитие ребенка-школьника. Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств.
 

1 четверть

2

Классный руководитель, школьный психолог

6

Развитие речи у детей младшего школьного возраста.

2 четверть

2

Учитель русского языка и литературы

7

Трудовое воспитание ребенка в семье

3 четверть

2

Классный руководитель

8

Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.

4 четверть

2

Школьный психолог, медицинский работник

9

Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зрительную и слуховую информацию.

1 четверть

3

Классный руководитель, школьный психолог

10

Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома

2 четверть

3

Учитель физической культуры

11

Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствам семейного воспитания

3 четверть

3

Классный руководитель, школьный психолог

12

Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома

4 четверть

3

Классный руководитель

13

Друзья наших детей.

1 четверть

4

Классный руководитель, школьный психолог

14

 Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка. Здоровый образ жизни

2 четверть

4

Школьный психолог, медицинский работник

15

Радость в общении: уверенное поведение и кризисные ситуации . Профилактика детских неврозов.

   

3 четверть

4

Школьный психолог, медицинский работник

16

Подготовка детей к переходу в среднее звено общеобразовательной школы. Советы  родителям

4 четверть

4

Психолог, , классный руководитель

 

Список литературы и интернет источников

  1. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-detey-s-ovz-574129.html
  2. http://festival.1september.ru/articles/627637/
  3. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/01/06/rabota-s-roditelyami-detey-s-ogranichennymi
  4. http://aplik.ru/dokumenty/rabota-s-roditeliami-detei-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia/
Колесникова Светлана Николаевна30.11.2016 420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar