РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Межпредметная интеграция в преподавании гуманитарных дисциплин как средство повышения мотивации и формирования УУД

А.В. Анисимова,
учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 24» города Смоленска

 

«Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны».
немецкий педагог  А. Дистервег.

Государство и общество ставит перед школой и нами учителями  новые образовательные задачи.

Как отмечается в Концепции модернизации российского образования, «школа должна формировать целостную  систему знаний, умений и навыков, а также обобщённые способы учебной деятельности, обобщённые способы познания…».

В связи с новым Федеральным  Государственным Образовательным  Стандартом общего образования интегративные цели обучения доминируют над предметными. Ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения становится  не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщённое, целостное представление о мире.

В связи с этим нам предстоит решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и как следствие, учебных предметов. Помочь решить эту проблему должен метапредметный подход, который лег в основу образовательных стандартов.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

А метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД), потому, что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, а формирование свойств личности учащегося, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять его познавательное развитие.

В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Это далеко не новое явление. В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы. 

Наша школа не была исключением. Над вопросами интеграции мы начали работу еще в 90-х годах. Нами  проделан путь от эффективного использования межпредметных связей на уроках до разработки и проведения интегрированных уроков, бинарных уроков. Уже тогда между учителями истории и литературы наладилось прочное сотрудничество по вопросам интеграции.

Сегодняшний день и перспективы дальнейшего развития гуманитарного образования побуждают нас к продолжению этой работы.

Главными идеями интеграции  сегодня  являются:

  • личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);
  • формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);
  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
  • системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
  • проблемность обучения;
  • рефлексия деятельности;
  • диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).

Другими словами, сегодня перед нами стоит задача перейти к новому типу интеграции –  метапредметной интеграции, которая имеет свои особенности. [2, с.118].

Метапредметная интеграция подразумевает  обязательную работа с деятельностью учащегося, передачу учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Именно такая интеграция позволяет создать условия для формирования УУД. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.

Другими словами классический интегрированный урок должен превратиться в метопредметное занятие.

Давайте попытаемся сравнить метапредметный интегрированный урок с интегрированным уроком ( по целям, содержанию, формам социальной организации учащихся, методам и т.п.)

 

 

Метапредметный интегрированный урок

Интегрированный урок

1.

цель: личностное совершенствование  учащегося через его познавательное развитие.

цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям(реализация межпредметных связей) 

2.

формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.   

создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний. 

3.

Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным на добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.  

 

 

Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные  знания, умения и навыки и применять их на практике. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале. 
 

4.

Применение полученных знаний и умений на других уроках.  

Ученик учится сам и учит других.

Умение добывать информацию из различных источников.

Учитель не источник информации, а навигатор деятельности.

Обогащение жизненного опыта 

5.

развитие мышления и профессионализма учителя,

задать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни

рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей

развитие потенциала учащегося

6.

формирование мыслящего человека как учителя, так и ученика.

 На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки

 

Итак, урок с метапредметной интеграцией -это урокцелью которого является:

  • обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
  • активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
  • подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;
  • формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
  • формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;
  • ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
  • получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях;
  • необходимые знания используются не  только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
  • формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в  в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности является формирование в каждый момент урока у ученика понимания  того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает. 

Структурные элементы такого  урока.

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.     Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к учителю

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
  • Учитель не актёр, а режиссёр!

Переход к метапредметной интеграции был бы невозможен без накопленного нами опыта интегрировании в обучении. Интеграция проходит по нескольким направлениям и на разных уровнях.

Прежде всего, это внутрипредметная и межпредметная интеграция.

1. Внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

Примером внутрипредметной интеграции является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины – переход разрозненных фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к общему (целому) или от общего к частному. (Рассмотрение однотипных тем по истории России и Всеобщей истории: революция, развитие культуры и т.д.). Например «Буржуазные революции XVII – XVIII веков в Европе», «Великая Отечественная война как составляющая Второй мировой войны».                                                                                                                     

2.  Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся.

Используются различные варианты интеграции.

В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Интегрированный урок может проводиться как одним учителем, так и двумя. Тогда речь идет о бинарном уроке.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д.  [1,с. 25].

Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые  изначально носят творческий характер.

Мной и моими коллегами  было разработано и проведено уже довольно много интегрированных уроков. В основном это бинарные уроки. Вот темы некоторых из них:

  1. Финикийские мореплаватели  интегрированный урок географии и истории. 5 класс. Тип урока – комбинированный. Форма: урок – путешествие.
  2. Труд и творчество. 5 класс. Обществознание и изобразительное искусство. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока – творческая мастерская.
  3. Личность Петра I в истории и литературе. 7 класс. Интегрированный урок истории и литературы. Тип урока: урок углубления и применения знаний. Форма урока – лабораторная работа.
  4. Северная война. Полтавская битва в истории и литературе. 7 класс. Интегрированный урок истории и литературы. Тип урока: комбинированный урок.  Форма урока – урок исследование.
  5. Мифы Древней Греции. 5 класс. История и литература. Тип урока - урок формирования новых знаний.
  6. Древнегреческий театр. 5 класс. История и литература. Тип урока - урок формирования новых знаний.
  7. Роман Е. Замятина «Мы» - зеркало тоталитарного режима. 10 класс. История, обществознание и литература.
  8. Глобальные проблемы современности. 11 класс. Обществознание и география.
  9. Великие географические открытия. 8 класс. История и география.
  10. Информационное общество – путь к несвободе? 11 класс. Обществознание и литература. Урок – рассуждение.
  11. Бородинское сражение. Интегрированный урок истории и литературы.8 класс.
  12. Крымская война на страницах «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Интегрированный урок истории и литературы. 8 класс.
  13. Отечественная война 1812 года на страницах литературных произведений. Интегрированный урок литературы и истории. 8 класс.

Типы уроков носят традиционный характер: комбинированный урок, урок формирования новых знаний, урок применения знаний и т. д.

А вот формы уроков чаще всего используются нестандартные:

  • Урок-путешествие
  • Урок-экспедиция
  •  Урок-исследование
  • Урок инсценировка
  • Учебная конференция
  • Урок-экскурсия
  • Урок - спектакль

При планировании интегрированных уроков учитывается следующее:

  • объединяются блоки знаний, поэтому важно правильно определить главную цель урока;
  • из содержания предметов берутся те сведения, которые необходимы для реализации цели;
  • устанавливается большое количество связей в содержании учебного материала;
  • части интегрированного содержания планируются так, чтобы стали необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;
  • требуются тщательный выбор методов и средств обучения и определение нагрузки учащихся на уроке

Используются и другие варианты интеграции:

  • создание интегрированных курсов Всеобщей истории и истории России в 9 – 11 классах;
  • создание циклов   уроков, объединяющих материал одного   или нескольких предметов   с сохранением их независимого существования;
  • введение спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов; (элективный интегрированный  курс истории и литературы «Литературные образы через призму истории» 7 класс).

Элективный курс интегрирует знания учащихся по истории и литературе и ликвидирует разрыв в изучении образовательных дисциплин, что помогает формировать разносторонне развитую личность, что актуально не только для школы в частности, но и для системы образования РФ в целом.

Данный курс, позволяет углублённо изучать две дисциплины в их взаимосвязи. 7 класс также подходит для выбора тематики курса. Это та параллель, когда учащиеся уже получили первичное представление о предметах, но не могут пока связать их воедино. Кроме того, программа по литературе под редакцией Коровиной для 7 класса нацелена на изучение литературы через призму истории. Поэтому данный элективный курс расширяет знания учащихся, получаемые на уроках.

Цели курса: 

  1. Интегрировать и расширить знания по курсу 7 класса по истории и литературе
  2. Стимулировать интерес к изучению истории и литературы
  3. Расширить кругозор учащихся по изучаемым предметам
  4. Активизировать познавательную активность через ролевые  игры и выполнение мини-проектов

Задачи:

  1. Сформировать навыки работы с историческими документами
  2. Сформировать навыки работы в группе
  3. Развивать  навыки анализа литературного текста
  4. Развивать умения различать литературный вымысел и историческую действительность
  5. Научить выделять и аргументировать  разные точки зрения  на одну историческую личность

В основу представленного элективного курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.

Программа рассчитана на 35 часов

Интеграция - это определенная система моей работы, у которой имеется результат:

  • в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении различных видов искусства;
  • в повышении уровня знаний по предмету;
  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением  естественных  взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  • в росте познавательного мышления школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • во включении учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные произведения и проекты;
  • в воспитании  настоящего гражданина своего Отечества.

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно- познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).

Конечный результат технологии интегрированного урока Знания приобретают качества системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Список используемой литературы

  1. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Образование в информационную эпоху. // Философия образования. - 2008. - №2 (23).
  2. Ливанский В. М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства// Завуч- 2006- №5.- с.118.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.