РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рост профессиональной компетентности педагога как основа сохранения здоровьесберегающей среды на уроке физкультуры

Автор:
Герасимов Андрей Викторович,
учитель физкультуры
МБОУ города Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2

Для начала хочу привести одну небольшую историю.

Однажды на заседании методического объединения учителей физкультуры и ОБЖ нашей школы мы с коллегами обсуждали то, что составляет основу, думается, деятельности любого современного педагога: пути успешного внедрения и реализации новых образовательных стандартов в своей работе. В процессе обсуждения этой темы неожиданно возник вопрос: в учебном процессе профессиональная компетенция и профессиональная компетентность педагога – понятия тождественные или нет? Обратившись к вездесущему и всезнающему интернету, мы выяснили, что компетентность человека – это степень его профессионализма в определённой области деятельности. Компетенция человека также определяет принадлежность человека к какой-либо сфере деятельности, но в контексте ответственности за неё. Тогда один из коллег поставил интересный вопрос: в профессиональной деятельности педагога входит ли компетентность в его компетенцию? Иными словами, обязан ли педагог быть достаточно компетентным в своей деятельности? С одной стороны, ответ кажется очевидным. Многие скажут: компетентность педагога – это основа основ, ведь при отсутствии компетентности в своей деятельности может встать вопрос о соответствии занимаемой должности! Однако для нас вопрос встал в другом: в преподавании физической культуры, при наличии определённой компетентности (все мы, как-никак, учились!) насколько необходим её рост? Для нас этот вопрос представляется очень важным и актуальным. И именно некоторым аспектам данной проблемы посвящена эта статья.

Организация здоровьесберегающей среды в школе – одна из самых насущных проблем и вопрос компетенции большинства сотрудников. Это очевидный факт. Техперсонал регулярно проводит влажную уборку и дезинфекцию помещений. Учителя любого предмета должны при проведении урока обязательно руководствоваться нормами СанПиНа: не использовать мультимедиа более 15 минут, следить за уровнем освещённости класса, проветривать помещение, проводить для учеников динамическую паузу и т.п.

Администрация образовательной организации регулярно производит мониторинг состояния здоровья, особенно в период распространения какой-либо болезни, а в отдельных случаях может приостановить учебный процесс на карантин. И таких примеров множество.

Любой учитель физической культуры должен обладать (и обладает) определённым уровнем компетентности, как в вопросе преподавания предмета, так и в вопросе здоровьесберегающей среды на уроке. Все мы знаем о необходимости анализа листа здоровья учащихся, находящемся в каждом классном журнале, с целью определения физической нагрузки для детей разных групп здоровья. Мы, безусловно, следим за температурным режимом помещения для занятий физкультурой и его проветриванием как необходимым фактором комфортного и безопасного укрепления здоровья детей на уроке. Мы контролируем соблюдение требований к внешнему виду (спортивной форме и обуви).

Мы всегда проводим инструктаж по технике безопасности при проведении занятий. Мы тщательно проверяем исправность, пригодность и безопасность спортивного инвентаря перед его использованием. Думается, многие согласятся, что это базовый уровень компетентности учителя физической культуры. Однако является ли он достаточным в современных реалиях? Как показывает практика, нет. Если учитель ограничивается в своей деятельности, так скажем, «базовым набором инструкций», это может привести к негативным последствиям. Ниже мне хотелось бы привести примеры из практической деятельности учителя физкультуры, которые могут способствовать более успешному процессу организации здоровьесберегающей и безопасной среды на уроке физкультуры, а, значит, и росту компетентности в этом вопросе.

Важным фактором успешной деятельности на уроке учителя с разными группами детьми является постоянное взаимодействие учителя физической культуры со школьными психологами и классными руководителями. Конечно, детям, чьи физические и психические показатели здоровья отклонены от нормы и документально зафиксированы, можно создать особые условия для занятий – например, специальные медицинские группы.

Однако практически повсеместно встречаются дети, которые бывают гиперактивны или, наоборот, заторможены из-за особенностей психики, связанной, например, с семейной обстановкой. При этом относятся такие дети к I или II основной группе здоровья. И, конечно, им зачастую приходится непросто из-за своих особенностей при взаимодействии или совместной работе на уроке с одноклассниками. Учитель, зная об этих особенностях, может успешно вносить корректировку в работу с такими детьми.

Всем педагогам прекрасно известна истина: для успешного результата образовательного процесса ребёнка необходимо тесное взаимодействие педагогов с родителями. Мне представляется, что, поскольку урок физкультуры относится к урокам повышенной травмоопасности, форма обратной связи учителя физкультуры и родителя, чей ребёнок у него занимается, должна быть очень плотной. И дело здесь не только в своевременном выставлении оценок или написании замечаний о неготовности к уроку в дневник. Могу привести такие примеры из практики.

Например, некоторым родителям невдомек, что ребёнку нельзя на уроке физкультуры пользоваться сотовым телефоном; либо у них свои, отличающиеся от принятых, понятия, что такое спортивная форма и обувь. Совместно с классными руководителями мы организуем по этим вопросам тематические родительские собрания, изготавливаем памятки.

Другой пример. Спустя некоторое время после начала занятий в школе может выясниться, что ребёнку, например, нельзя заниматься определёнными видами деятельности на уроке из-за того, что несколько лет назад он чем-то серьёзно переболел или был травмирован. При этом, у школьного медицинского работника этот факт не был зафиксирован, группа здоровья была поставлена основная. Произошло это ввиду того, что родители либо забыли предупредить об этом, либо не хотят, чтобы их ребёнка в чём-то считали ущербным. А в итоге, например, через два года учёбы в школе на одном из уроков во время пробежки у ребёнка открылась астма, которая когда-то давно была ему диагностирована. Выводы очевидны: взаимодействие в образовательном процессе с родителями детей необходимы.

Несомненно, каждый учитель, так или иначе, применяет на уроке здоровьесберегающие технологии, в том числе упражнения на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз. Здоровых детей сейчас очень мало, это также общеизвестный факт, и учитель с помощью определённых методик занятий может отчасти компенсировать или снизить негативные факторы здоровья ребёнка. И всё же стоит признать: эта борьба во многом неравная. Масса детей просто обездвижена: недостаточное внимание родителей, многочасовые игры на планшетах или телефонах, просмотр телевизора с различным контентом, интернет – причин много.

Современному ребёнку, порой, сложно находить удовольствие в активной двигательной деятельности, когда есть столько развлечений, не сходя с дивана. Доходит до абсурдного – глядя на детей, сидящих рядом на скамье и увлечённо занятых телефоном, приходится доказывать, что это не есть нормально и дети должны быть в этом возрасте двигательно активны в силу природы. В итоге учителю, чтобы заинтересовать детей занятиями, приходится искать новые, более увлекательные формы занятий, игр с детьми на уроке физкультуры.

Разумеется, никто не отрицает и такого очевидного факта: каждый учитель должен повышать свою квалификацию через курсы, семинары, практикумы и т.п. Сейчас, когда возможность инклюзивного образования для детей с ОВЗ постепенно становится нормой и обретает конкретные черты, изучение основ адаптивной физической культуры скоро может перестать быть «просто довеском» к основному образованию учителя физкультуры, став необходимой частью компетенции учителя в общеобразовательной организации.

Наконец, как мне кажется, необходимо учеников с младшего школьного возраста активно привлекать к организации самоконтроля своего физического развития путём ведения дневников. Это позволяет, с одной стороны, научить более внимательно относиться к своему телу и его нуждам, исходя из антропометрических данных; с другой стороны, ведения подобного дневника – это прекрасная возможность в дальнейшем использовать его данные для организации проектной деятельности. Учащийся, основываясь на сведениях из дневника, с помощью учителя может создать проект, проследив этапы развития и изменения своего здоровья, извлекая из этого практическую пользу.

В заключении, возвращаясь к главному вопросу статьи, в компетенции ли учителя физкультуры его компетентность, хочется сказать: с моей точки зрения, эти два определения в современных реалиях деятельности педагога неразрывно взаимосвязаны. А в вопросе формирования здоровьесберегающей среды на уроке физической культуры вполне определённо. Расширение границ компетентности – залог успешного соответствия компетенции занимаемой должности. И всё же определяющим фактором успеха в данном вопросе является Личность педагога – Педагога умного, знающего, ответственного перед детьми, коллегами и самим собой, а, главное, человека увлечённого и могущего быть

Примером для подражания подрастающему поколению!

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены