РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Комплексное сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Аннотация.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью исследуется медиками, психологами, педагогами и другими специалистами. Однако, проблема оказания помощи детям все еще остается нерешенной, и одна из причин этого — отсутствие комплексного подхода среди специалистов разных областей. Целью данной статьи является привлечение внимания специалистов к проблеме детей с СДВГ. Материалы статьи призваны сориентировать специалистов в работе с данной категорией детей и дать стимул для дальнейшего знакомства со специальной литературой по этому вопросу. Автор данной статьи попытался обобщить и кратко изложить накопленный материал по проблеме, что позволило выделить основные причины возникновения СДВГ, уделить внимание диагностированию этого заболевания, т.к. своевременная постановка диагноза увеличивает шансы свести его негативные последствия к минимуму. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о подходах к лечению СДВГ. В заключение статьи автор выделил основные методы преодоления данного синдрома, применение которых в комплексе позволит специалисту организовать свою деятельность во взаимодействии с другими специалистами, работающими в этом направлении, для достижения эффективности лечения.

Ключевые слова: этиопатогенез СДВГ, диагностика СДВГ, коррекция СДВГ.

Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.

Гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности.

Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. [3]

В этиопатогенезе СДВГ наибольшую роль играю три группы факторов, которые могут проявляться во взаимодействии:

  • генетический фактор;
  • морфофункциональное повреждение головного мозга в пре-, перинатальном периоде развития и раннем возрасте (связанное с недоношенностью, хронической внутриутробной гипоксией плода, гипоксически-ишемической перинатальной энцефалопатией и т.д.);
  • психосоциальные факторы (недостаточное взаимопонимание между родителями, агрессивные отношения, частые конфликты в семье, неадекватные подходы к воспитанию и др.).

Следует отметить, что указанные факторы могут реализовываться во взаимодействии, усиливая друг друга.[4]

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. [2, 8] В случае возникновения подозрений на наличие синдрома у ребенка, следует обратиться к специалисту. Поставить диагноз СДВГ может только врач. На сегодняшний день не существует единого СДВГ-теста, который бы мог помочь врачам диагностировать данное заболевание. Беседа с пациентом и членами его семьи – наиболее важный диагностический инструмент врача для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В беседе врач может узнать о ежедневной смене настроения пациента, его поведении, продуктивности и образе жизни. Объективное обследование покажет общее состояние здоровья пациента. Но для эффективного лечения СДВГ врач должен знать конкретные признаки и симптомы СДВГ, характерные для ребенка.

Диагностирование СДВГ основано на критериях, разработанных Американской ассоциацией психиатров. Диагностика СДВГ может включать следующее:

  • беседу с ребенком или взрослым с целью получения информации об анамнезе заболевания;
  • объективное обследование;
  • клиническую оценку с использованием стандартизированной шкалы оценки поведения и опросников;
  • оценку учебных способностей, социального и эмоционального поведения человека, а также уровня развития личности;
  • оценку необучаемости, если таковая имеется.[5]

Обзор литературных данных и результаты проведенных клинических исследований позволили выделить типы СДВГ: с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности и импульсивности и комбинированный тип, а т.ж. формы СДВГ: простая форма и осложненная форма. По степень тяжести форма бывает умеренная и выраженная. [2]

Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу (а если такого нет, то педиатр должен обладать определёнными знаниями в о6ласти клинической психологии), педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.

«Мультимодальное» лечение включает следующие этапы:

  • просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;
  • обучение родителей и учителей поведенческим программам;
  • расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;
  • специальное обучение в случае затруднений с учёбой;
  • медикаментозная терапия;
  • психотерапия: семейная психотерапия, аутогенная тренировка, визуализация, медитация, гипноз и самогипноз, [1]

Как правило, СДВГ проявляется в различных формах, поэтому в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства. [1]

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.