РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Терроризм – общечеловеческая социальная угроза.

Юхно Николай Александрович
преподаватель-организатор ОБЖ

Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

Терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления и международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм относится к числу общечеловеческих социальных проблем. Терроризм в различных формах его проявления чаще всего приносит массовые человеческие жертвы, влечет за собой разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами. Национальные интересы РФ составляют совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.

Оценивая эффективность борьбы с терроризмом, можно достичь значимых результатов при проведении социологического исследования респондентов. Это обусловлено тем, что социологический опрос дает объективную оценку причин проявления терроризма в РФ и политике противодействия государственных структур этому феномену. В ходе исследования были выявлены две четкие социальные позиции населения в отношении государства и гражданского общества: первая позиция - государственный аппарат, система силовых структур не способны эффективно действовать как в отношении предупреждения, так и контроля ситуации при террористических актах; вторая позиция - недоверие общества к проводимой государством социально-экономической и национальной политике ведет к росту индифферентизма и безразличия. Данная позиция является понятной, и поэтому власть предпринимает все шаги для устранения недостатков.

Наиболее объективно и всесторонне политику противодействия терроризму в РФ можно оценить через различные математические модели. Они позволяют довольно точно и без субъективизма отразить существенные стороны социально-политической сущности феномена терроризма, определить начало угрозы (потенциальной или реальной), сценарий её развития и оценить эффективность политики противодействия этому явлению на региональном уровне.

Полученные в результате моделирования результаты позволяют руководству структур региональной (местной) власти принимать комплексные решения, направленные на повышение степени готовности населения региона противостоять террористической опасности, составить для регионального государственного и социального планирования, картину стабильности и безопасности на конкретной территории или объекте.

В исследованиях путей проявления феномена терроризма в современной России и оценки его последствий важное место занимают специально разработанные программы.

Данные научных исследований систематизируются и обрабатываются в специальных научных центрах. Впервые аналитические центры были созданы в США и в странах военно-политического блока НАТО.

В России, так же как и в передовых странах мира, были предприняты усилия по созданию таких центров. Так, в РГСУ в 2005 г. была выполнена научная работа «Контртеррористический потенциал социума: моделирование и прогнозирование условий вероятного осуществления акций терроризма».

На его базе впервые в России подошли к решению проблемы уникального проекта по созданию эффективной региональной системы предупреждения о первичных признаках террористической опасности. Эта модель позволяет серьёзно прогнозировать и осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению терроризма на территории всех заинтересованных ведомств и муниципальных объединений, а также позволяет привлечь население к участию в государственной стратегии предотвращения терактом.

Для реализации указанной цели было предложено решение следующих задач:

  1. Создание системы региональных целевых индикаторов - парциальных индексов для раскрытия и оценки контртеррористического потенциала социума.
  2. Построение новых математических моделей анализа и прогноза степени террористических угроз и оценки контртеррористического потенциала социума.
  3. Разработка математических матриц социального контртерроризма и наполнение их социологическими данными и экспертными оценками для выявления индикаторов измерения контртеррористического потенциала социума.
  4. Разработка системы региональных центров предупреждения о первичных признаках террористической опасности.

Разработанное математическое обеспечение состоит из нескольким типов моделей, что позволяет оценить существующие угрозы и эффективность политики противодействия на различном уровне.

Первая модель основана на анкетировании населения с целью выявления социального фона и признаков возможных террористических угроз.

Кластерный анализ на основе матриц - вторая методика, применяемая в оценке угрозы терроризма на современном уровне. Понятие «кластер» в методике - это концентрация признаков асоциальных, близких к терроризму действий или приготовлений к ним. Основная идея этой методики состоит в том, что организованные террористические группы при подготовке теракта неизбежно оставляют следы в «информационном пространстве» в виде связей, корреляций, «кластеров», которые подозрительны тем, что выделяются из общей массы «нормальных» структур в ответах респондентов. Однако выявить эти подозрительные структуры можно только при целенаправленной обработке информационных массивов специальными, тонкими методами, поскольку террористы делают все возможное для сокрытия своей деятельности, и все корреляции являются неявными, совершенно незаметными при обычном анализе.

Однако два момента делают теорию приемлемой:

  • математическая основа технологии такова, что террористы не могут целенаправленно мешать ей, даже зная, что она применяется;
  • само по себе стремление «не оставлять следов» также может быть выявлено.

По моделированию террористических угроз, (группировка, сгущение объектов вокруг каких-то центров), которые могут оказаться подозрительными. Однако такой подход практически малопрактичен. Однако на этом материале можно выводить формулы вероятного проявления первичных признаков терроризма. Заметим, что такой материал также может быть лучше анализа официальных данных и трендов в СМИ.

Органу региональной государственной власти (ОРГВ) следует показывать непосредственно только явные корреляции, в то время как задача экспертов - выявить эти явные корреляции, на основе выявления неявных, скрытых коррекций (террористы по понятным причинам стараются скрыть свои действия и связи-корреляции).

Третья модель как раз и связана со специальными преобразованиями полученных матриц и выявлением скрытых связей между различными объемами. Эти связи генерируют профилактические мероприятия.

Предлагаемые модели в целом соответствуют принятым в США, Канаде и ряде других стран стандартам математического измерения реальных и потенциальных угроз террористов. Поэтому промежуточные и окончательные материалы исследования по данной программе могут обсуждаться (проходить дальнейшую экспертизу) родственными центрами контртерроризма в других странах-участницах коалиции по предотвращению терроризма, в том числе Комитетом по контртерроризму Совета Безопасности ООН.

Для оценки достижения целевых показателей реализации и анализа факторов, препятствующих повышению результативности направления необходимо создание системы региональных индикаторов направления, системы их регионального мониторинга и анализа, а также привлечение математического моделирования для имитации функционирования и выработки рекомендаций по повышению эффективности. В связи с необходимостью обрабатывать большие массивы информации с целью выявления скрытых взаимосвязей в работе предполагается применение новейших информационных технологий, которые базируются на использовании современного математического аппарата и комплекса моделей. Большую роль играет мониторинг региональных индикаторов и новые разнообразные матрицы социального контртерроризма, которые с различных сторон охватывают потоки информации, характеризующие поведение граждан, их перемещения, действия и отношения.

Таким образом, предлагаемые унифицированные математические системы оценок контртеррористического потенциала социума, т.е. готовности населения к предотвращению терроризма позволяют не только расширить сотрудничество в данном вопросе населения, но и стремительно уйти от простой констатации "проблем с терроризмом" к конкретному определению и искоренению социальных причин, его порождающих. Это дает возможность сосредоточиться сразу на реальных проблемах, вызывающих террористическую активность какой-либо чисти населения или его симпатии к террористам. Кластерный метод позволяет меньше тратить времени на «борьбу с огнем» или подготовку населения к многочисленным последствиям «глобальной войны с терроризмом».

В России и мире вне зависимости от мотивов и способов осуществления все террористические акты считаются преступлениями.
В последние годы терроризм приобрёл глобальный размах, он находит новые способы, формы, принципы взаимодействия, базируется на профессиональной подготовке террористов и разработке неординарных приёмов исполнения террористических актов и вследствие этого стал серьёзной угрозой для населения нашей страны и национальной безопасности России.

Перспективы борьбы с терроризмом нельзя рассматривать в отрыве от перспектив страны в целом, т.к. «наиболее опасный социально-экономический результат реформ - это поляризация доходов населения и социальный разлом общества, который привел к возникновению «двух Россий». В этих «двух Россиях» социальные процессы имеют противоположные вектора развития. В результате чего происходит дезинформация общества, растет социальное недовольство и напряженность, активизируются асоциальные и часто криминальные формы самоорганизации. Для самопрофилактики вовлечения в террористическую деятельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, необходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.