РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инновационные технологии в преподавании органической химии

Инновационные технологии в преподавании органической химии

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы учащийся стал активным участником учебного процесса – искателем знаний, а его учитель, забыв о роли информатора, являлся непосредственно куратором познавательной деятельности учащегося.

В рамках модернизации российского образования изменяются цели и триединые задачи, стоящие перед школой и учителями. Упор делается с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Совершенствование системы образования привело к необходимости поиска новых подходов к отбору молодежи для продолжения образования. Конечная цель любого отбора – определение уровня усвоения учебного материала по результатам учебной деятельности учащихся для дальнейшего развития и усовершенствования полученных знаний. Одним из разнообразных видов измерений является тестирование. Главное достоинство тестирования – максимально объективная и независимая оценка уровня подготовки учащихся.

Оно лежит в основе централизованного тестирования, на вступительных испытаниях в вузах, применяется при лицензировании учебных заведений и аттестации преподавателей, в мониторинге качества образования и др.

Применение диагностических тестов в зарубежных школах имеет давнюю историю. Признанный авторитет в области педагогического тестирования Э. Торндайк (1874—1949).
Были разработаны и внедрены тесты О. Стоуна по арифметике, Б. Зекингема для проверки правописания, Э. Торндайка по диагностике большинства школьных предметов. Т. Келли разработал способ измерения интересов и наклонностей обучаемых (при изучении алгебры), а Ч. Спирмен предложил общие основы использования корреляционного анализа для стандартизации тестов. Педагогика, развившаяся в России в начале века, безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля. Но после известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) были ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели.

Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

  • относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;
  • однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
  • правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
  • относительно краткими, требующими сжатых ответов;
  • информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
  • удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
  • стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования — измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Тест - это система заданий различной формы содержания, заданного материалом параграфа или главы учебника по химии, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень усвоенного материала.

Тесты в педагогической практике имеет положительные стороны:

  1. Объективность — она достигается путем стандартизации процедуры проведения тестирования и проверки работ.
  2. Более емкий инструмент контроля — они ориентированы на определение уровня сформированности ключевых понятий, умений, навыков.
  3. Во время тестирования каждый ученик использует в знании не по 2-3 темам, а гораздо большего числа тем.
  4. Более мягкий инструмент — ставит всех учащихся в равные условия, что снижает нервное напряжение.[1]

По целям использования тесты подразделяются на предварительные, текущего контроля, итоговые. По характеру умственных действий учащихся можно выделить тесты, требующие простого воспроизведения знаний, анализа, выполнения определённых действий и т.д.

Очень полная и доступная информация о тестах приведена у Аванесова B.C. [2], Майорова А.Н.[3] . К учебнику О.С.Габриеляна издан методический комплекс, включающий в себя и тестовые контрольные работы. Примеры таких заданий в самых разных вариантах предлагаются в изданиях для подготовке к ЕГЭ.

Выполнение тестовых заданий преследует цель: контроль результатов обучения химией. Тестовая форма контроля позволяет в четко поставленном вопросе емко отразить содержание учебной дисциплины.

В соответствии с целью учителями химии разрабатываются тестовые задания различных форм. Для каждой формы тестовых заданий существуют свои.

Существуют разные формы тестовых заданий. Как правило в химии применяют тесты закрытого и открытого типа.

Тестовые задания закрытого типа предлагают несколько вариантов ответа, из которых нужно выбрать один или несколько правильных ответов. Тестовые задания закрытой формы могут быть разных видов:

  1. Тестовые задания альтернативных ответов к каждому заданию альтернативных ответов предлагают только два варианта ответа (да, нет). В инструкции к тестовым заданиям альтернативных ответов предлагается: «обведите кружком ответ “да”, если согласны с утверждением, или ответ “нет”, если не согласны».
  2. Тестовые задания множественного или одного выбора иначе называют заданиями с выбором одного или нескольких правильных ответов. В них предлагается несколько готовых вариантов ответов, один из которых (или более одного) верный. Тесты, составленные их таких заданий, на сегодняшний день востребованы.Инструкция формулируется следующим образом: «Выберите верный ответ и обведите его номер кружком». Число предлагаемых ответов чаще всего состоит из 4 вариантов.
  3. Тестовые задания открытого типа не предлагают готовых ответов. Тестируемый должен сам сформулировать правильный ответ. Существуют два вида тестовых заданий открытой формы: тестовые задания дополнения и свободного изложения.

При тестировании по химии чаще всего используют тестовые задания дополнения, в которых предлагается дать свой вариант ответа. Испытуемый должен решить задачу, расставить коэффициенты в уравнении, выполнить химическое превращение и т. д. Участнику тестирования предлагается в бланке рядом с номером задания записать ответ, которым является слово или число и т. п. Правильно выполнить задание дополнения не просто, так как ответ должен быть однозначным.

В зависимости от цели тестирования тесты используются по группам:

  1. тесты входного контроля определяют уровень владения базовыми знаниями, необходимыми для продолжения обучения предмету;
  2. формирующие тесты предназначены для контроля за динамикой в обучении путем выявления проблем, возникающих в процессе изучения темы, и дальнейшей коррекции процесса обучения; применяются в ходе текущего и тематического контроля;
  3. диагностические тесты устанавливают причины пробелов в знаниях каждого ученика; применяются в ходе текущего и тематического контроля;
  4. итоговые тесты (суммирующие тесты, суммативные тесты, тесты школьных достижений) предназначены для итогового контроля.[4]

В тестовых заданиях открытой формы не предлагается готовых ответов. Тестируемый должен сам сформулировать правильный ответ. Существуют два вида тестовых заданий открытой формы: тестовые задания дополнения и свободного изложения. Выполнение тестовых заданий как открытой, так и закрытой формы обязывает обучаемых применять на практике знания не одной темы курса, а часто 23 и более.

В преподавании химии применяется в основном тестирование по темам, уровню ее сложности, целям и структуры проведения занятия.

Тестовые задания распределяются по трем уровням сложности.

  • Первый уровень требует конкретного знания понятий и фактов, ответы на вопросы могут быть найдены учащимися непосредственно в учебнике, по которым они обучаются. Зачастую данные тесты проводят в качестве диагностики знаний у учащихся. Очень эффективно использование в этом конкретном случае тестовых заданий закрытого типа (формы) – альтернативных ответов: да-нет. В содержании тестов должны быть задания как закрытой, так и открытой формы.
  • Второй уровень подразумевает умение учащимся применять полученные знания для выполнения заданий, содержащих вопросы, связанные с ранее изученным материалом и требующие более глубокого осмысления, производить несложные расчеты. Роль тестов данного уровня может быть формирующей.
  • Третий уровень – повышенный. Выполнение заданий связано с умением учащихся анализировать и обобщать, прогнозировать свойства веществ на основании полученных общих представлений, решать расчетные задачи повышенной сложности. Учащиеся должны использовать дополнительные источники информации, проявить творческий подход при выполнении заданий.[5]

Использование тестов в преподавании химии играет огромную роль в современном мире, ведь отбор учащихся для получения дальнейшего образования осуществляется на основании централизованного тестирования – ГИА и ЕГЭ. При систематическом использовании тестовых заданий во время обучения учащихся химией, они научатся работать с ними и будут готовы к государственной итоговой аттестации в 9 классе или единому государственному экзамену в 11 классе. Так как учащиеся привыкают к такой форме контроля их знаний, что в дальнейшем формирует предметные и общеинтеллектуальные умения с вырабаткой стрессоустойчивости, потому что варианты заданий индивидуальны для каждого и несут определенную информацию по теме, обучают, не травмируя психологически неустойчивых учащихся.

Литература:

  1. Тавлинова Т.И., Денисова Н.П., Козаченко Н.П., Тартанов А.А., Михалко И.К. Использование педагогических тестов преподавания дисциплины «Химия». Современные наукоемкие технологии. РАЕ, №9, 2007
  2. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий М., Адепт, 1998г.
  3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования М., Интеллект - Центр,2001
  4. Минин М.Г., Стась Н.Ф., Жидкова Е.В., Родкевич О.Б. Тестовая технология контроля знаний студентов по химии. Технологии инженерного образования. Известия Томского политехнического университета. 2005. Т.308. №4. с.231-234.
  5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования М., Интеллект - Центр,2001.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.