РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль обучения математике в начальных классах в реализации задач экономического воспитания как составляющей жизненной компетенции учащихся

Математика

Особенности жизни в современном социуме требуют снижения возрастных границ для начала экономического образования детей, как фундаментальной базы для формирования жизненной компетенции учащихся. В нашей стране активно развивается экономика. Она касается многих сфер общественной жизни. Многие выпускники школ выбирают себе профессию предпринимателя, экономиста, банкира, менеджера, маркетолога и другие экономические профессии. Но не только людям таких профессий необходимы знания по экономике. Каждый человек сталкивается с экономическими проблемами и в своей профессиональной деятельности, и в личной жизни. Не проходит эта проблема и мимо детей.

Ведь очень важно еще в детском возрасте сформировать у ученика начальные знания, умения и навыки, которые впоследствии смогут составить его жизненную компетенцию. По нашему мнению, экономические знания является ее составляющей.

Учителю начальной школы необходимо формировать у учащихся экономические знания, понятия и термины, элементарные понятия об экономике, знакомить их с основными экономическими законами для того, чтобы они имели представление о том, из чего состоит бюджет семьи, что такое деньги, цена товара, от чего она зависит, как использовать деньги и тому подобное.

Полученные детьми знания по основам экономики позволят уже в начальной школе участвовать в экономической жизни своей семьи, а в старшей школе - усвоить сущность рыночной экономики, более осознанно выбирать будущую профессию.

Если ученики начальной школы в повседневной жизни не участвуют в экономической жизни своей семьи, то, как показывает анализ научных источников, результатов наблюдений, бесед с детьми, анкетирование, их представления характеризуются отсутствием глубины, четкости: у детей нет представлений о планировании расходов, экономии средств, их распределении, эффективном использовании.

Именно поэтому были определены следующие задачи экономического воспитания младших школьников, которые можно реализовать в процессе обучения математике:

  • углубление экономических знаний детей;
  • целенаправленная подготовка учащихся начальных классов к жизни в новых экономических условиях;
  • развитие у учащихся экономического мышления и культуры делового поведения;
  • формирование способности к экономическому мышлению, умение овладевать новыми методами и приемами элементарной экономической деятельности;
  • воспитание чувства эффективного хозяина;
  • формирование навыков поиска школьниками тех сторон непосредственного окружения, которые помогают им приспособиться к постоянно меняющимся условиям;
  • выработка умения отказаться от привычного образа действия, когда оно становится неэффективным, заменив его новым, отвечающим условиям, сложившимся.

Я считаю, что именно на уроках математики мы можем осуществлять экономическое воспитание учащихся. Программный материал этого курса помогает нам раскрыть перед учениками маленькие секреты большой экономики. Эти секреты помогут понять детям, что способствует росту уровня благосостояния людей, откуда берутся деньги, почему родители не всегда покупают то, что хотят дети, ресурсы очень ограничены, чем рекламируют товары и еще много интересного и полезного. То есть математика помогает учителю в решении воспитательных задач по экономике. На уроках можно выполнять интересные задания с детьми, упражнения, рассматривать задачи с экономическим содержанием. Не зря же, математика названа царицей наук. Во все века она играет важную роль в обучении и воспитании подрастающих поколений. Так и в наше время при изучении этого курса можно формировать жизненную компетенцию учащихся. Д. И. Писарев (1840-1868) подчеркнул: «Математика не только подготовит ученика к изучению естественных наук, она еще, кроме того, воспитывает из него бесстрашного работника, для которого труд и скука становятся двумя понятиями, что взаимно исключаются друг другом». [13]

Понятие - это обобщение, систематизация или классификация объектов познания по определенному признаку.

В процессе экономического воспитания младших школьников значительное внимание следует обратить на формирование важных понятий. Начинать необходимо с внедрения более-менее понятных понятий. Поскольку у детей младшего школьного возраста лучше развито наглядно-образное мышление, то необходимо на примерах объяснять им категориальный аппарат экономики. Прежде всего, необходимо познакомить учащихся с такими понятиями, как хозяйство, бюджет и средства, чтобы подвести их к пониманию такого понятия, как семейная экономика.

Понятия необходимо объяснять на легком и доступном для детей языке.

Например:

Семейная экономика - это правильное использование предметов хозяйства и бюджетных средств.

При раскрытии этого понятия, необходимо прививать детям бережное отношение к вещам, объяснять им, что когда родителям не нужно будет все время покупать новые вещи, то они смогут сэкономить на что-нибудь вкусненькое или на новую игрушку, книжку. Таким образом, нужно добиться того, чтобы учащиеся осознали, что их ни в коем случае не проходит это понятие.

После этого постепенно можно ввести такое понятие, как семейный бюджет.

Например:

Семейный бюджет - это деньги, которые семья тратит по своему усмотрению. Бюджет может состоять из доходов (зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия для студентов, которые хорошо учатся) и расходов (оплата за квартиру, покупка товаров и т. п.).

Затем необходимо ввести такое понятие, как потребность, потому что очень важно научить учащихся отличать слова «хочу» и «надо».

Например:

Потребность - это все то, что нужно человеку для счастливой жизни. Но не все потребности одинаково важны. Есть вещи, без которых не сможет прожить ни один человек.

Конечно - это воздух, вода и пища. Также у всех людей есть потребность в безопасности и сохранении здоровья. На определенном этапе жизни, существует также потребность в образовании, общении и т. д. Есть разумные и неразумные потребности.

Особенно важно приучение детей к бережному отношению к деньгам. Чтобы дети не только имели представление о деньгах, но и понимали, что их можно заработать только честным трудом, понимали, как трудно зарабатывать, поэтому нельзя тратить средства на всякий хлам.

Способ формирования экономических понятий состоит из следующих процессов:

  1. Создание учебно-проблемной ситуации, формулировка познавательной задачи как осмысление этой ситуации.
  2. Обеспечение необходимой информацией для формулирования понятия (рассказ, описание, пример и тому подобное).
  3. Применение эвристической беседы для отделения и осознания существенных признаков (как на практическом, так и на теоретическом уровнях).
  4. Формулировка определения понятия и введение срока.
  5. Выполнение учащимися упражнений для усвоения нового понятия.
  6. Использование усвоенного понятия для познания новых явлений.

Анализ способа формирования экономических понятий, позволяет сделать вывод о возможности использовать метод дедукции, как переход от общего к частному.

Поскольку на уроке математики главное место занимает решение задач, то очень важно, чтобы эти задачи состояли на основе конкретных экономических ситуаций и имели прикладной характер. Еще К. Д. Ушинский писал, что задачи выбирают наиболее практичные, из жизни, с которым дети знакомы, и у хороших преподавателей дело получается так, что арифметическая задача является интересным рассказом, уроком сельского хозяйства или домашней экономии. [10, с. 187]

Хотя в учебниках есть задачи с экономическим содержанием, но, прежде всего, они направлены на закрепление математических понятий. Именно поэтому учителю необходимо не только направить мысль учащихся на решение задачи, но и обратить их внимание на содержание задачи, проанализировать ее, чтобы раскрыть содержание экономических понятий.

Таким образом, на основе анализа научных источников по теме собственных наблюдений, результатов экспериментальной работы мы определили, что на современном этапе развития государства очень важно подготовить подрастающее поколение к жизни, сформировать у детей экономическое мышление, выработать соответствующие навыки и умения обращения в различных жизненных ситуациях и тому подобное. На собственном опыте мы убедились, что начальный курс математики открывает огромные возможности в решении этих задач. Именно на уроках математики мы можем предоставлять детям знания по экономике, знакомить их с экономическими понятиями с помощью решения различных типов задач соответствующего содержания, то есть математика играет немаловажную роль в подготовке подрастающих поколений к взрослой жизни и самостоятельности.

Эффективность воспитательного воздействия значительно увеличится, если мы будем неразрывно и последовательно параллельно с уроками математики проводить воспитательные мероприятия, часы общения с экономической тематикой, так как при сочетании различных методов и форм работы, нам будет легче достичь желаемых результатов. Также при этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, потому что это поможет подобрать оптимальные методы и приемы работы. Результаты проведенной нами экспериментальной работы показали, что детей нельзя оставлять в стороне от экономических проблем, потому что им будет трудно приспособиться к жизни в условиях постоянных изменений.

Также не обязательно вводить новые учебные дисциплины, потому что интеграция предметов открывает лучшие возможности для воспитания подрастающих поколений. Ведь, раскрывая экономические понятия на уроках математики, мы тем самым показываем детям непрерывную связь обучения с жизнью, предоставляем им возможность убедиться в том, что полученные ими знания пригодятся в повседневной жизни.

Опираясь на это, можно сделать вывод, что учителям начальных классов нужно использовать новаторство в своей деятельности, проявлять творческий подход при подготовке к урокам, быть не только в выполнении учебных планов, но и в получении максимальных результатов в воспитании детей. Также в воспитательных воздействиях важную роль играет сотрудничество с родителями, умение найти с ними общий язык, чтобы воспитывать детей объединенными усилиями.

При этом, предоставляя экономические знания, необходимо доказать ученикам, что деньги - это не главное в жизни. Нужно научить детей воспринимать экономические потребности, как необходимость, но отличать их от истинных ценностей жизни. Именно при таких условиях мы сможем воспитать полноценную личность, полностью готовую к жизни в обществе.

Экономические знания - это составляющая формирования жизненной компетенции, а обучение математике - одно из эффективных средств получения экономических знаний.

Литература

  1. Богданович М.В. Математика: учеб. Для 2 кл. / М.В. Богданович. - 4-е изд., Доопрац.- М.: Просвещение, 2010. - с. 67.
  2. Волкова Н. П. Педагогика: учебное пособие. - М.: "Академ - выдал", 2007. - с. 23, с. 113-115, с. 170-173.
  3. Дашевская С. М. Интегрированный урок математики с элементами экономики в 4 классе // Начальная обучения и воспитания. - 2010. - №6 - с. 9-12.
  4. Дзундза А. Формирование экономического мышления учащихся средствами экономико-математического моделирования // Начальная школа. - 2004. - № 4 - с. 39-42
  5. 3агривий В. Экономическое воспитание школьников // Рид. школа. - 1999. - №9. - С 34-35.
  6. Коваль J1.B., Скворцова С.А. Методика обучения математике: теория и практика. - Харьков: ЧП "Принт-Лидер", 2011. - с. 315-340
  7. Маленькие секреты бизнеса: тетрадь творческих заданий для детей / заг. ред. Соловьев Ю.И. .. Чернышев А.И. - Донецк: Издательство "Истоки". - 2011, - 80 с.
  8. Остапович А.В. Взаимосвязь математики и экономики // Начальное обучение и воспитание. - 2010. - № 5. - 35-37.
  9. Петрусенко А. Социально-экономическая игра "Чудопарк / Начальное обучение и воспитание. - 2011, -№ 3, - С.27-29.
  10. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк).» /Р.Л.Березина, 3. А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под. ред. А.А. Столяра - М .: Просвещение, 1988., с. 187.
  11. Шпак А.Т. Экономическая подготовка учащихся в современных условиях хозяйствования // Сов. школа. - 1991. - №7. - С 56-60.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.