РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Задача учителя - поиск духа человеческого в каждом ребенке.

Историческое время, в которое мы живем, дает нам уникальный шанс понять, что духовно-нравственное миросозерцание не имеет альтернативы.

Еще А. Эйнштейн писал: “Нужен новый способ мышления, если человечество хочет выжить”. Но какой? Ответ далеко не простой. Уже сейчас ясно, что технократический путь развития губителен для человечества. Сегодня развитые страны успешно закладывают основы будущего общества с невиданными возможностями информационных технологий, мировыми сетями коммуникаций. Под влиянием этих процессов обречены на гибель уникальные культуры отдельных народов, и не только малых.

Но самое страшное в этом процессе – это нарастание всеобщей, воинствующей бездуховности. Все более грозной проблемой становится загрязнение сферы сознания и духа пропагандой ценностей общества потребления, для которого обладание материальными благами выше, чем человеческая жизнь. Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, недоброжелательности, недовольством своим положением в обществе, с разочарованием в жизни.

Современное общество испытывает острую потребность в гуманных людях, которые не только хорошо образованны, но и утверждают подлинно человеческое отношение к другим людям, к плодам их труда, к природе. Главное на современном этапе развития цивилизации – предотвратить самоуничтожение человека, обеспечить его духовное самосозидание.
Учить созерцанию, с которого начинается любовь человека к миру, к другому человеку, к себе; учить видеть и замечать жизнь вокруг себя – в этом заключен глубочайший смысл и важнейшая проблема воспитания.

И новая парадигма образования предполагает совершенно другой путь – идти не от предмета к философии познания, а от философии жизни – к предмету. В этом случае образование предстает уже как целостный процесс, в котором у каждой учебной дисциплины есть свои функции.

Филология – высшая форма гуманитарного образования, и она является связующим звеном для всех гуманитарных наук. Главнейшая ее функция состоит в том, чтобы дать человеку возможность преодолеть время, пространство, национальные и религиозные противоречия. Она способствует воспитанию уважения и терпимости к словесным культурам других народов, по сути своей, сближает людей.

Литература через предоставление возможностей осмысления чужого опыта, сопричастности чужой судьбе способствует осознанию человеком собственной жизни, собственного опыта деятельности и поведения, выработке своей жизненной концепции. В каждом истинно художественном произведении есть ситуация, взятая из жизни, или человеческое переживание, которое может захватить читающих.

Д. С. Лихачев писал: «Литература…делает человека интеллигентом, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание чужой жизни, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, одним словом, делает нас мудрыми». А в совокупности с другими предметами, которые, в сущности, все стремятся к одному – познанию гармонии и законов Бытия – она позволяет проникать в эти законы более полно и всесторонне.

Любой человек предназначен для поиска Истины, ибо он - Творец. Каждый из сидящих в классе учеников своим путем идет к Общему Делу. В этом основа Любви, основа Сострадания, в этом основа уважения к каждому существу на свете. Поэтому предлагаю учащимся смотреть на Истину как на предмет познания средствами русского языка и литературы.

В классической литературе представлена жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому мы с учащимися так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него?

Моя философия учителя-словесника может быть сведена к следующей фразе: «Мы изучаем литературу не как бессмысленный багаж произведений, но как яркие примеры ПОИСКА ДУХА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, отобранные художником. Каждый из нас в поиске. Так услышим друг друга!»

Несколько лет назад я прочитала письма и сочинения учащихся Ставропольской мужской гимназии, которые с любовью и заботою были сохранены ее директором Я. М. Неверовым. В них они делились своим мнением о том, какой должна быть школа и какие нужны ей педагоги. Приведу отрывок из письма одного гимназиста к товарищу: «Мы все как одна семья, соединенная для одной цели; мы, живя вместе, роднимся, и как-то особенно грустно после такой шумной жизни...» Эти простые строчки, помню, произвели на меня большое впечатление. Подумалось, что истинный смысл моего пребывания в роли педагога заключается не только и не столько в передаче накопленных мною знаний. Он - в том, чтобы с моей помощью мои ученики хотели и могли приобретать знания, владение которыми делало бы их людьми успешными и счастливыми. Искусство, и словесное искусство в частности, дает нам богатство, которое невозможно отнять.

Педагогическая деятельность имеет высший смысл. Она в том, чтобы воспитать человека, живущего по законам добра, красоты и любви. Я занимаюсь любимым делом, и каждый новый день дарит мне ощущение полноты жизни. Искренне верю в то, что педагогическая деятельность – это и есть Творчество в самом широком смысле этого слова.

Бог – это Любовь и Творчество. Божественное начало во мне – это мои Любовь и Творчество, которые я дарю детям. И пусть каждый день свершается чудо преображения человека: «Вчера видел чудо, Бог создал которое моими руками»!

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.