РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности работы социального педагога в Реабилитационном центре УСО ПНИ-10

Профессиональная деятельность социального педагога относится к разряду помогающих (или социономических) профессий.

Практическая деятельность социального педагога реабилитационного центра строится на мультидисциплинарной основе.

Содержание работы предполагает выполнение ряда специфических функций, использование своеобразных методов и средств, которые отличаются коррекционно-компенсаторной направленностью и коммуникативными особенностями в зависимости от индивидуальности инвалида, а также выдвигает определенные требования к личности социального педагога:

  • устойчивость психических процессов и свойств личности;
  • единство личности как тесная взаимосвязь физиологических и психических свойств;
  • активность, которая выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на позитивное изменение, преобразование окружающей среды на всех уровнях социума.

Специфика деятельности специалиста помогающей профессии в отсутствии жестких и единых требований к продукту труда и самому процессу профессиональной деятельности; в предъявлении повышенных требований, поскольку объектом труда являются люди, в специфических функциях специалиста помогающих профессий. Социально-педагогическая деятельность как социономическая деятельность предполагает особый тип взаимодействия, так называемое «помогающее поведение» специалиста. К.Роджерс называет помогающими такие отношения, в которых « … по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, улучшении жизнедеятельности».

Особенностью социономических профессий является то, что «помогающая деятельность» становится главным элементом профессиональной деятельности, когда субъект помогающей деятельности начинает осознанно и целенаправленно применять специальные знания и навыки.

Профессиональная деятельность специалиста помогающей профессии обусловлена морально-этическими принципами по отношению к своему клиенту и имеет деонтологический статус. Деятельность любого специалиста помогающей профессии направлена на достижение благополучия, более высокого качества жизни клиентов, развития личности, получения образования, овладение профессией, достижения уровня самостоятельной жизни в социуме. Этические стандарты для специалиста помогающей деятельности гораздо выше средних этических стандартов поведения в социуме, уровень которых в настоящее время весьма низкий.

Социономическая деятельность базируется на помогающих отношениях, а личность социального педагога становится рабочим инструментом. Реализация помощи неразрывно связана на только с использованием методических средств, но и со способностью помогающего устанавливать помогающие отношения, профессиональная деятельность специалиста помогающих профессий является проявлением помогающего поведения. Специалист помогающих профессий в своей работе чаще всего использует психотехнологии, ему необходимо обладать рядом психологических качеств – профессионально-важных качеств (ПВК). В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения, состояния. Разделяют общие профессиональные способности и специальные профессиональные способности. Например, для социального педагога, деятельность которого носит мультимедийный характер, важно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Наряду с профессиональными качествами рассматривается профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление.

Средства деятельности в помогающих профессиях имеют внутренний, функциональный характер, средством является сам человек. Следовательно, первостепенная задача овладения средствами деятельности принимает вид задачи по овладению собой, развития собственных качеств или их эффективного, целесообразного использования. Средства, как и предмет в таких профессиях часто возникают в результате творческого поиска конкретного профессионала.

Личность социального педагога в его профессиональной деятельности является инструментом, поэтому высока моральная ответственность специалиста, которая свойственна зрелым личностям.

Условия деятельности в помогающих профессиях связаны с повышенной моральной ответственностью, которая свойственна зрелым личностям.

Как полагает Г. Олпорт, зрелая личность имеет:

  • Сложившееся мировоззрение;
  • Устойчивую систему ценностей; морально-нравственную направленность;
  • Зрелую совесть; Совесть – решающая движущая сила развития личности. Это процесс, контролирующий мимолетные импульсы и ситуативное приспособление в интересах долговременных целей и согласованности с образом себя.
  • Позитивные идеалы личностного развития;
  • Зрелую религиозность. Хотя и нерелигиозный человек может быть носителем высокой морали. Совесть лишь предполагает рефлексивную способность обращаться в конфликтных случаях к матрице ценностей, которые ощущаются человеком как его собственные. Мучительное чувство вины редко сводимо у взрослого человека к страху или переживанию наказания. Скорее, это чувство нарушенной ценности, недовольство несоответствием идеальному образу себя.

Нравственная зрелость личности является профессионально важным качеством помогающих специалистов. Ее уровень определяется:

  • Соотношением трех этических моделей – универсальной этической модели (в рамках христианской культуры), этической модели социума и этической модели на уровне индивидуального сознания;
  • Степью интегрированное ментальной и бытийной структур личности;
  • Способностью осознавать ресентимент (ресентимент – это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач) как психический феномен, связанный с конфликтом в морально-нравственной сфере.

Различают два типа функционирования личности специалиста помогающей профессии:

  1. Тип с опорой на внутреннюю мотивацию характеризуется спонтанностью и связью со смыслом жизни, который через комплекс нравственных чувств непосредственно влияет на принятие решения в ситуациях морального выбора.
  2. Тип нравственного функционирования с опорой на внешнюю мотивацию требует постоянного волевого контроля и, соответственно, является более энергетически затратным, что в экстремальных ситуациях при оказании социально-педагогической помощи может приводить к снижению моральной надежности специалиста.

Кроме нравственной зрелости к профессионально значимым качествам социального педагога как специалиста помогающей профессии также относятся: эмоциональная устойчивость, эмпатия, рефлексия, наблюдательность, внимательность, быстрота принятия решения, организаторские и коммуникативные способности. Помимо общих склонностей и профессионально-значимых качеств для успешной деятельности представители социометрических профессий должны обладать определенным набором морально-нравственных качеств.

В целом личностно зрелый специалист помогающих профессий должен иметь мировоззрение, в котором должны быть определены такие категории, как «добро», «зло» и «вред». Нравственный релятивизм, то есть признание того, что «добро» и «зло» - это одно и тоже, ведет к нравственному хаосу.

Модели психологической помощи (помогающего поведения специалиста) имеют корни в христианстве, но различия в иерархии ценностей протестантизма, католицизма и православия определяют психологические особенности мотивации помогающих в трех конфессиональных моделях помощи.

Этические нормы и профессиональные компетентности составляют системообразующую основу профессии. Главным в социально-педагогической деятельности является приоритет личности реабилитанта, конфиденциальность, четкая дифференциация личностных оценок ситуаций от профессиональной диагностики, социальная активность специалиста, стремление к позитивным изменениям среды, постоянное самообразование и умение передать знания другим.

Этические нормы направлены не только на объект социально-педагогическое деятельности (формирование у реабилитантов социальных компетентностей), но и на личностную сферу специалиста, его субъективное «Я».

Инновационная стратегия комплексной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с ограниченными интеллектуальными возможностями) предполагает специфическую организацию социально-педагогической деятельности.

В Реабилитационной центре УСО ПНИ-10 в основе реабилитационной деятельности – личностно-ориентированный подход.

В Восточно-Европейской модели православного социального служения также личностно-ориентированный подход, где важным являются

  • обеспечение личности клиента максимально нравственно приемлемым благом, деятельное проявление любви к ближнему;
  • Любовь в значении «агапэ», то есть личностно-направленные чувства-действия.

Как правило, в светском образовании личностно-ориентированный подход трактуется по концепции Якиманской И.С, как педагогический подход, обеспечивающий развитие и саморазвитие личности, исходя из выявленных индивидуальных особенностей. Реабилитационный процесс предоставляет субъекту, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании окружающего мира, образовательной деятельности, поведении. Личностно-ориентированный (БОЛЕЕ ТОЧНО БЫЛО БЫ НАЗЫВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД) подход развивает уникальные личностные качества.

Индивидуализация предполагает особый подход для каждого реабилитанта, применение своей и только своей индивидуализированной системы социально-педагогического сопровождения, основанной на всестороннем, динамичном и комплексном (предполагающем сопоставление данных, полученных различными специалистами) изучении характерных признаков каждого реабилитанта. Педагогическая помощь и поддержка строится на принципах диалогичности, поддержке индивидуального развития, свободы для самостоятельного решения и выбора реабилитанта.

По Ухтомскому, человек мыслится в постоянном процессе становления, прежде всего духовного, а психологическая доминанта понималась Ухтомским
как "более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров мозга) представляет мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности той или иной направленности, являясь мощным активатором деятельности: «Доминанта – центр, вокруг которого группируются поведение, творчество человека, вся его деятельность.» Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант. Самые важные для человека и общества доминанты поведения, которые следует воспитывать, - это доминанта постоянного нравственного совершенствования, доминанта на лицо другого человека и домината творчества, искания истины.

Учение о доминанте стало основой формирования Ухтомским единой философско-мировоззренческой концепции человека, разработанной им на стыке различных наук: философии, психологии, физиологии, социологии и этики.

Создание у обучающихся доминантной установки-мотивации на самосовершенствование поможет решить многие сегодняшние проблемы образования и воспитания.

Философия доминанты Ухтомского закладывает основы системного подхода к анализу деятельности человека. Слиянное общение, совокупная деятельность педагога и обучающегося (она же предметная, она же коммуникативная) действительно представляет собой генетически исходную единицу психики, клеточку развития – собеседование и сотрудничество. Доминанта на лицо другого, живое собеседничество предполагает понимание. Педагогу следует быть «человеком всепонимания» (О. Мандельштам). Понимание у Ухтомского соседствует с любовью. Любовное понимание – у Бахтина М.М. сочувственное понимание.

Для преодоления профессиональных разочарований (а возможно и неприязни к клиентам РЦ), профессионального выгорания, следует использовать архетипический подход, - и видеть в клиентах нечто большее, чем мы сейчас можем усмотреть, некий образ или архетип. Этот подход является наиболее стабильно мотивирующим для социального педагога РЦ, где проходят реабилитацию лица с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажно и аскетическое (в православной традиции) делание своей души – необходимая ступень для работы социального педагога, если она воспринимается как социальное служение. Аскетический образ жизни ведет человека к духовной независимости от власти мира, выражает «духовную крепость личности в противостоянии соблазнам мира, личность порабощающим» (Бердяев Н.А.). Духовное, нравственное совершенствование – первая и главная ступень социального служения или деятельности специалиста социономической профессии.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены