РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование у обучающихся на уроках спецдисциплин мотивации получения профессии через осуществление деятельностного подхода

Олюнин Владимир Алексеевич

Олюнин Владимир Алексеевич,
преподаватель ФГБПОУ «Орловское специальное учебно-
воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным
(общественно-опасным) поведение закрытого типа»,
г. Орлов Кировской области, Россия.

Адаптация в семье, построение конструктивных взаимоотношений с близкими и друзьями, продолжение учебы, трудоустройство - вот актуальные проблемы выпускника.

Освоение профессии, привитие любви к труду, является основой реабилитационного процесса.

Для появления интереса к профессии нужно сформировать понимание ее нужности, важности, целесообразности изучения конкретного материала, конкретных разделов и профессии в целом для использования знаний, умений и навыков учащимися в дальнейшей жизни после выпуска.

Одна из главных задач – это формирование у обучающихся мотивации на получение профессии и дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности, когда обучающийся получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата». Интерес к профессии возрастает, когда удается раскрыть перспективные пути, которые пролегают через овладение профессией. С этой целью я использую определенные формы работы, предполагающие путем раскрытия профессиональной перспективы сфокусировать в профессии главные интересы обучающегося.

С деятельностью связано выполнение социального заказа образованию, направленного на удовлетворение потребности общества в подготовке подрастающего поколения к труду и социокультурной жизни, в передаче ему накопленного социального опыта.

Содержание профессионального образования составляет: обучение видам деятельности в отраслях производства и культуры. Активная деятельность учащегося - залог успешного воспитания и обучения на всех уровнях. В деятельности развивается психика человека, формулируются его способности и личностные качества специалиста и гражданина.

В деятельности же формируются субъектные функции образования:

  • развиваются способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути
  • проявляются инициатива и ответственность.
  • усиливаются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации, саморазвития растущего человека.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:

  • Действие связано с принятием цели и принятием решения.
  • Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
  • В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

3 источника деятельностного содержания образования:

  1. Необходимый компонент репродуктивного способа усвоения, культурно-исторический аналог уже усвоенных учениками способов деятельности (дети разучивают базовые способы и техники деятельности по учебному предмету).
  2. Набор способов и видов деятельности, а также образовательных технологий, соотносящихся со спецификой образовательных целей и задач на каждом этапе обучения.
  3. Это осознанные и усвоенные учениками способы их образовательной деятельности.

Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить те знания, которые они добыли.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” учащимися нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, можно предложить учащимся придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый учащийся класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. преподаватель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт педагогу возможность реализовать деятельностный подход в обучении на уроках спецдисциплин, мотивировать обучающихся на получение профессии, и тем самым подготовить компетентного выпускника.

Используемая литература.

  1. Журнал Народное образование № 8 - 2003г., с. 107.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  3. Талызина Н.Ф., Печенюк, Н.Г., Хохловский Л.Б. Пути развития профиля специалиста. Саратов,1987.
  4. Теоретические основы содержания среднего образования / Под. ред. В.В. Кривского, И.Я. Лернера, 1983.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.