РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Совершенствование грамматических навыков как залог успеха коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка

Бабченко Нина Ивановна,
учитель немецкого язык
МБОУ «СОШ №27» г.Киселевска, Кемеровской области

Интерес к теме «Совершенствование грамматических навыков как залог успеха коммуникативных компетенций» продиктован требованиями, которые предъявляются к обучающимся в области «говорения», «письма» и «чтения» на таких серьезных испытаниях, как олимпиада, ОГЭ или ЕГЭ по иностранному языку.

Слово «грамматика» многозначно. Мы употребляем его в школе в значении «грамматический строй», т.е. строение слова, предложения, присущее данному языку.

Без владения грамматикой в этом значении не может быть речевого общения. Поскольку любой человек владеет грамматическими механизмами родного языка, то при овладении иностранным, он, как правило, на них опирается. В таких случаях часто имеет место так называемый отрицательный перенос, интерференция (уподобление), в результате чего возникают грамматические ошибки(например, опущение глагола – связки).

Овладение грамматическим строем языка обязательно для того, чтобы практически пользоваться языком.

Пару лет назад автор баловалась на одном сайте «изучая» немецкий язык. Больше всего меня привлекало письмо. Небольшие задания на определенную тему отправлялись пяти носителям языка. Как же я радовалась, получая комплименты типа: «Очень хорошо написано», «Отлично!», «Браво, почти без ошибок». Оценивалось, скорее всего, не выполнение коммуникативной задачи, а то, что написано грамматически правильно, без ошибок т.е. я показывала знание грамматического строя языка.

Если мы посмотрим схему оценки письменного или устного задания на олимпиаде, ОГЭ или ЕГЭ, то увидим, что ученики теряют баллы из –за «недостаточно корректного владения структурой предложений, большого количества грубых лексико-грамматических ошибок», которые затрудняют понимание или при выполнении устного задания у них «ограниченный лексико – грамматический репертуар», при котором коммуникативная задача практически не решается.

Речевая компетенция (культура владения коммуникативно – речевыми умениями устного и письменного общения) обеспечивает использование немецкого языка функционально и корректно в разных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме на основе лексико – грамматического материала, предусмотренного программой. Согласно программе предлагается повторение, закрепление, систематизация грамматических явлений, которые обеспечивают грамматическую правильность речи, письма и понимания чтения.

В старших классах чтение выступает в качестве целевой доминанты и все большую роль играет текст, в том числе аутентичный. При разных целевых подходах к тексту возникают и разного рода затруднения, а их часто создают грамматические явления. Знакомая ситуация: вроде слова знаем, а смысла нет? Не может в самой средней общеобразовательной школе сложиться хорошее понимание, а тем более беглый перевод, без знания того, что haben в данном случае вспомогательный глагол, следовательно,не переводится, а hatte – это не Plusquamperfekt, а Präterit, потому что нет в конце PII. Перевод не является целью обучения, но мы используем его иногда как средство обучения. Чтобы ученик не боялся говорить, опасаясь ошибок, писать, опасаясь ошибок, необходимо донести до него идею, что грамматика доступна, логична, закономерна и необходима. Более того ее можно смаковать!

Совершенствование грамматических навыков можно осуществлять на основе текстов из учебника или специально подобранных для отработки определенной грамматической темы. Тексты могут быть короткими, но занимательными. Их можно удачно сочетать дополнительно с темой параграфа.
Не претендую на оригинальность заданий, главное, что вы хотите отработать со своими учениками.

Например, временные формы глагола:

  • Прочитать текст, найти в каждом предложении глагол в Präterit, определить спряжение, указать инфинитив. (Можно прочитать текст повторно, но перенести действие в настоящее время)

Der groβe deutsche Dichter Jochann Wolfgang Goethe wurde in Frankfurt am Main geboren. Goethes Vater gehörte zu den reichsten Leuten der Stadt. Er war Doktor der Rechte. Er widmete der Bildung und Erziehung seiner Kinder Wolfgang und Cornelia viel Zeit. Eine Schule brauchten sie nicht zu besuchen. Es kamen Privatlehrer zu den Kindern. Der Vater unterrichtete seine Kinder oft selbst. Auch die Mutter half die Kenntnisse der Kinder erweitern.

  • Прочитать текст, определить глаголы в Präterit, назвать три основные формы этих глаголов. Попутно найти сложноподчиненные предложения и определить тип придаточных.

Dynamit
Einmal fuhr ich mit einem Zug.In meinem Abteil saβen vierHerren und jeder rauchte eine Zigarre. Auf einer Station stieg eine Frau ein. Ich saβ alserster neben der Tür,wollte ihr helfen und nahm ihr den Korb, den sie in der Hand trug. “Geben Sie acht”,sagte die Frau, “ichhabe Dynamit im Korb.”
Wir warfen sofort unsere Zigarren zum Wagenfenster hinaus. Ich dachte an verschiedenen Explosionskatastrophen, von denen ich in der Zeitung gelesen hatte.
An der nächsten Station stieg die Frau aus. Als sie drauβen war, sagte sie zu uns:”Es ist nicht so gefährlich. Ich habe Mittagsessen da drin. Aber da
Ich vor kurzem Ernst krank war und den Zigarrenrauch nicht ertragen kann, so habe ich Ihnen gesagt, dass ich Dynamit in meinem Korb habe.”

  • Переведите текст. Определите временную форму сказуемых.

Es war in Frankreich im Jahre 1944. Der deutsche Armee hatte Paris besezt. Der Maler Pikasso war in Paris geblieben. Viele faschistische Offiziere kamen in sein Atelier. Sie wollten die Gemälde des berühmten Malers sehen. Pikasso demonstrierte seine Arbeiten und schenkte jedemBesucher die Reproduktion seines Gemäldes “Die ZerstörungGuernicas” (gernika, eine spanische Stadt, die von den Faschisten 1937 vernichtet wurde). EinesTages kam in sein Atelier ein hoherOffizier aus der Gestapo. Erzeigte Pikasso eine solche Reproduktion und fragte ihn:”Machten Sie das?” “Nein”, antwortete derMaler, “das machten sie.”

  • Прочитайте следующий текст, прокомментируйте выделенные грамматические явления.

Еrfinder
Thomas Edison hatte viel Humor.Schon oft hatten sich seine vielen Besucher gewundert, dass sein Tor so schwer zu öffnen war.Schlieβlich sagte ihm ein Freund: ”Mein Lieber, du hast doch ein besseres Tor zu konstruieren.” Edison lachte: ”Mein Gartentor ist genial konstruiert. Ich habe das Tor mit einer Zisterne verbunden. Jeder meiner Besucher pumpt automatisch 20 Liter in diese Zisterne.”

  • Вставьте глаголы в Претерит.

Ein alter Mann (sehen) einen kleinen Jungen von ungefähr sechs Jahren, der an der Tür (stehen) und (klingeln) . Der Knopf (sein) aber zu hoch und er (können) ihn nicht erreichen.
Der alte Mann (gehen) zu ihm und (fragen) ihn freundlich:”Soll ich für dich auf den Knopf drücken, liebes Kind?”
“Ach, bitte”, (sagen) der Junge.
Der alte Mann (drücken) auf den Knopf.
Da (sagen) der Junge laut:”Abe rjetzt müssen wir laufen, sonst fangen sie uns!”
Mit diesenWorten (laufen) der kleine Junge so schnel lwie er (können), und der gute alte Mann (bleiben) allein vor der Tür stehen.

  • Наиболее трудный вариант: вставьте глаголы по смыслу, всегда в Претерит.

Das Haus________in einem kleinen Garten. Er ________im Parterre, da _______er seine Bibliothek, einen kleinen Rauchsalon und eine Schlafkammer. Gegen neun _______er auf, _________seinem Papagei frischesWasser, _________ein paarWorte mit ihm, _______aus demFenster und _____________ seinen Kaffee. Er _______sich in den blauen Sessel und _________die Morgenzeitung.
Eine Stunde später _____er die weiβe Jacke und zog sie an, nun _______er langsam durch den Park und _______ein altes Lied vor sich hin.
Am Nachmittag sah man ihn am Ufersitzen, da ______er vielleicht eine Orange, unterhielt sich mit einer Dame oder mit den Kindern und___________ihnen lustige Geschichten. Gegen Abend ________er Brot, Fleisch, Käse und Wein und _______irgendwo ein Taβchen Kaffee. “Schon sechs”, ______er laut zu sich und _______nach Hause. Das _____der Tag meines alten Lehrers Professor Gutekunst.

  • К заданиям, вызывающим затруднения относятся тексты, в которых данные слова необходимо поставить в нужную форму. Это грамматическое «оливье»! Это тест на состоятельность в немецком. Например:

Tina wollte ihr Zimmer renovieren. Alle aus unserer Clique hatten ihr dabeiB4 ______HELFEN. Wir hatten die B5_______ WAND Frisch gestrichen und einen neuenTeppich gelegt. Als Danke schön lud sieB6_____WIR zum Essen ein. Sie hatte sich viel Mühe mitB7 _____DER TISCH gemacht und alles perfekt dekoriert. Wir staunten und guckten, und endlichB8_______KOMMEN die erste Portion Spagetti auf den Tisch. Ich griff mir dieB9_________FRISCH Ketchup- Flasche und schüttelte ordentlich. Tinas Schrei klingt mir heute noch in den Ohren: Sie hatte den Deckel schon aufgeschraubt! Die ganze Wand B10_______SEIN vol lgesaut mit Ketchup.

  • И наконец, для грамматического тренинга хороши тексты с выбором правильного варианта. Десяток таких текстов в методической копилке учителя заимствованы из журнала «Немецкий язык» в рубрике «Методическое». Тексты информационно – содержательные. Они мотивируют на чтение, на расширение социокультурной и страноведческой компетенции. Пример такого текста из журнала:

Die Deutschen sind Stubenhocker

Die Deutschen bleiben in ihrerFreizeit moistens zu Hause, sehen1______, hören Musik oder sitzen am Computer. Das fanden Wissenschaftler mit einer Befragung heraus.Bewegung2________der frischen Luft ist gesund, das 3_____jedes Kind. Erwachsene scheinen das aber häufig zu4______. Am liebsten bleiben die Deutschen nämlich zu Hause, sehen fern, 5______Radio oder telefonieren. Űberhaupt ist das Fernsehen die liebste6________. Fast jeder Deutsche machte es regelmäβig, wie Forscher in einerBefragung herausgefunden haben.

Allerdingst läuft der Fernseher oft mals nur nebenher, 7_______die Menschen andere Dinge machen. Dazu gehört natürlich auch die Beschäftigung8_______der Familie. Aber nach Computer und Internet sind im Leben der Menschen 9_________. Sport und Aktivitäten im Freien wurden gar nicht unter den häuftigsten Freizeitbeschäftigungen genannt.
Allerdingst gehört dies zu den Dingen, welche Deutsche gerne10________machen würden.Viele würden auch gerne öfter ausschlafen oder einfach tun, was man 11_____. Meistens fehlt dafür aber die Zeit. Arbeit, Familie, Fernsehen und Internet- andere Aktivitäten12_____sich einfach nicht mehr unterbringen.

1 a) an b) zu c) hinauf d) fern
2 a) aus b) mit c) an d) in
3 a) bezweifelt b) weiβ c) kennt d) behauptet
4 a) vergessen b) glauben c) bedenken d) besprechen
5 a) suchen b) empfangen c) basteln d) hören
6 a) Arbeit b) Aufgabe c) Freizeitbeschäftigung d) Zeit
7 a) und b) während c) damit d) nachdem
8 a) mit b)bei c) auβerhalb d) in
9 a) immernoch b) immerbesser c) immerwichtiger d) immeröfter
10 a)abends b)ohne Pause c) nichtd) mehr
11 a) beabsichtigt b) will c) berechnet d) soll
12 a) lassen b) können c) brauchen d) müssen

Тема «Глагол» важна в немецкой грамматике. Нет в предложении глагола– нет смысла, нарушена структура немецкого предложения. Есть глагол в правильной форме, на своем месте – бонус, как в письменной, так и в устной речи.

Отрабатывать, систематизировать, повторять, проверять можно и на основе упражнений.

В конце учебного года даю контрольную работу, которая обязательно включает грамматический блок. Например, 7 класс:

1. Найди подлежащее в предложении:

Man muss am Abend das Geflügel füttern.

a. man
b. am Abend
c. das Geflügel

2. Подбери глагол по смыслу:

Ich rate dir, nach dem Süden, …

a. fahren
b. zu fahren
c. gefahren

3. Определи временную форму глагола:

Mein Freund wird an diesem Wettkampf teilnehmen.

a. Präsens
b. Präterit
c. Futur

4. Ich treibe gern Sport.

a. Präsens
b.Präterit
c. Perfekt

5. Подбери по смыслу модальный глагол:

Man…auf der Straβe vorsichtig sein.

a. muss
b. darf
c. kann

6. Вставь предлог:

Ich fahre in die Schule…

a. auf dem Bus
b. mit dem Bus
c. in den Bus

7. Подбери союз к придаточному предложению:

Wir wissen, …er gutter Sportler ist.

a. ob
b. dass
c. wann

8. Определи тип придаточного предложения:

Ich fahre ins Dorf, weil dort meine Groβeltern leben.

a. Дополнительное
b. условное
с. причины

9. Wenn du gesund bleiben willst, muss du Sport treiben.

a. дополнительное
b. условное
с. причины

10. Назови неопределенную форму глагола hatten:

a. hatten
b. haben
c. heiβen

А вот задание навскидку, чтобы проверить знание временных форм глагола, хоть в 8, хоть в 9 -11 классе:

Найти и определить временную форму глагола: Präsens, Präterit, Perfekt, Plusquamperfekt или Futur:

  1. Wir lernen Deutsch.
  2. Meine Eltern haben Englisch gelernt.
  3. Mein Bruder wird auch Deutsch lernen.
  4. Ich lese und übersetze gern.
  5. Vielleicht werde ich Dolmetscher.
  6. Früher hatte ich von anderem Beruf geträumt.
  7. Ich hatte viele Wünsche.
  8. Jetzt gefällt mir am meisten die Fremdsprache.
  9. Ich habe Hobby.
  10. In der Freizeit habe ich gern geübt und werde viel arbeiten.
  11. In den Ferien war ich insFerienlager gefahren.
  12. Ich war dort zwei Wochen.

Немецкий глагол имеет всего четыре личных окончания, а сколько с этим проблем! И не только в младших классах.

Упражнения для тренировки спряжения:

Добавьте личные окончания в Präsens.

  1. Wir kauf… Brot immer bei den Schulzes. Aber Hans kauf__ bei den Lehmans.
  2. Mein Freund träu von einem Motorrad. Ich aber träum von einer Reise nach Deutschland.
  3. Meine Frau arbeite nachmittags im Garten, und ich fütter Hühner und Enten.
  4. Viele Jungen spiel gern Fuβball. Spiel du auch gern Fuβball?
  5. Meine Mutter fähr gern mit der U-Bahn. Der Vater nimm lieber Taxi.
  6. Viele Menschen fahr im Urlaub ins Ausland. Meine Freunde erhol sich gern an der Ostsee.

Поставьте глагол в настоящем времени.

  1. Die Mutter _____die Zeitung (vorlesen).
  2. Die Schüler ____diese Űbung (aufschreiben).
  3. Die Schüler ______die Aufstellung (vorbereiten).
  4. Ich _______das Frühstück (zubereiten).
  5. Der Vater _____den Teppich (ausklopfen).
  6. Meine Schwester _____das Geschirr (abwaschen).

Записать эти же предложения можно и в остальных четырех временах, чтобы не было скучно и утомительно, сделать это на четырех последующих уроках.

Заключение

Итак, изучение иностранного языка предполагает обучение четырем видам речевой деятельности. Коммуникативная компетенция предполагает знания о системе изучаемого языка и правил оперирования языковыми средствами в речевой деятельности.

Мы не можем «сидеть» на правиле, столько, сколько необходимо. Но мы можем использовать текст как тренировочную площадку.

Подобная работа с текстами – это «погоня за двумя зайцами». С одной стороны, текст – дополнительный материал к теме - источник информации, источник расширения кругозора, с другой стороны- повторяются и отрабатываются определенные грамматические явления.

Городская олимпиада по немецкому языку. Самым трудным снова оказалось лексико – грамматическое задание, когда из 20 слов в текст вставлено от 2 до 5! Предлоги, артикли занимают немыслимые места. В большинстве случаев дети вообще ничего не вставляют.

Не все отважились и на письмо. Те, что отважились, решали коммуникативную задачу, но с большим количеством грамматических ошибок. Прежде всего, это неправильные окончания глаголов, неверное место глагола. Иногда просто приходилось догадываться, что хотел сказать автор письма.

Поэтому так важна систематическая работа по повторению, систематизации грамматических явлений на основе текстов, упражнений, которая может привести к их автоматическому узнаванию, а также к правильному конструированию письменной и устной речи.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.