РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Адаптация пятиклассников на примере уроков трудового обучения (обслуживающий труд)

Адаптация пятиклассников на примере уроков трудового обучения (обслуживающий труд)

Вот и пролетело первое полугодие учебного года. Особенно серьезным испытанием оно стало для пятиклассников, у которых наступил этап адаптации, который связан с изменениями в организации обучения, сменой его форм и методов, увеличением нагрузки, обучением в разных кабинетах, сменой учителей-предметников и необходимостью адаптироваться к новым учителям.

Как сделать «урок для пятиклассника желанным и радостным, не забывая при этом о глубоком усвоении ими учебного материала?» – вопрос, который всегда волновал учителя. В этот период очень важно найти способ взаимодействия с учащимися на основе опыта сотрудничества и осмысления того, что мешает и помогает формированию практических умений. Работая в пятых классах, следует помнить о такой психологической особенности данного возраста, как избирательность внимания, поэтому уроки должны быть интересными и содержательными, а специфика нашего предмета «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» позволяет с успехом решать означенную проблему.

Заметив, что на уроках обслуживающего труда некоторые девочки испытывают повышенную тревожность, неуверенность и частые волнения в ситуациях связанных с решением простейших задач и заданий, другие же наоборот, очень шумны и суетливы, я решила провести наблюдение и выяснить причину такого поведения. Ведь постоянный страх сделать или сказать что-то не так, т.е. не соответствовать ожиданиям окружающих, приводит к тому, что даже и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Чтобы определить, насколько глубока проблема, я решила использовать кроме метода наблюдения, опрос и анкетирование среди пятиклассниц. Как показывают исследования, 73% учениц испытывают те или иные сложности в данный период адаптации.

Важным условием успешности адаптации является преемственность в обучении, которая предполагает единство требований, предъявляемых к знаниям, умениям, навыкам учащихся, формам, методам и приемам учебной работы. Для этого необходимо поддерживать тесную связь с учителями начальных классов и учителями-предметниками, классным руководителем, психологом и родителями.

На уроках обслуживающего труда, где обучаются только девочки, трудности адаптации гораздо заметнее и у учителя больше возможностей найти дифференцированный подход к каждой ученице. А для этого необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности девочек данного возраста, при оценивании результатов уделять внимание не сравнению с достижениями других обучающихся, а сравнению с предыдущими результатами ребенка и учитывать степень усердия, а затем только с общим нормативом. Очень важно с первых минут общения на уроках создавать благоприятную атмосферу, положительную мотивацию к учебной деятельности, развивать познавательный интерес к содержанию изучаемого материала, создавать условия для развития творческих умений обучающихся. Не следует забывать, что в таком возрасте любая деятельность на уроках обслуживающего труда должна сопровождаться оценкой, похвалой, поощрением.

В методической копилке учителя трудового обучения сегодня достаточно самых разнообразных и по форме, и по эффективности методов и приемов, способных повысить привлекательность урока. Учителю лишь важно определить, какая из форм наиболее эффективна на данном этапе урока, какую задачу он преследует: оптимизировать и сэкономить время для формирования умений и навыков, или раскрепостить детей для раскрытия их индивидуальных черт и качеств… В своей практике я использую необычные по форме и замыслу уроки: урок творчества, урок-игра, урок состязания, работа в парах и группах, защита проекта, работа с опорными сигналами и алгоритмами, а также использую игровые ситуации и занимательный материал в виде кроссвордов, загадок, ребусов, чайнвордов, информационного лото, пазлов и др.

Использование ИКТ на уроках обслуживающего труда повышает интерес учащихся к занятиям и значительно облегчает подготовку учителя к ним. Компьютер, высвобождая время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися, творчески подходить к учебному процессу. В частности, при обучении девочек видам декоративно-прикладного искусства необходима демонстрация наглядных пособий и на этом этапе становится все более возможным вместо показа реальных изделий устроить демонстрацию их изображения, в том числе и с помощью компьютера, где можно хранить и использовать грандиозные объемы информации.

Фотогалерею подобранных фотографий, иллюстраций (оформление блюд, виды сервировки стола, древние и современные виды рукоделия, народные промыслы, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся) можно использовать для демонстрации изображений по конкретной теме, для тренировки поиска учащимися изображений необходимого содержания, для сортировки учащимися изображений (предварительно перепутанных) и т.д.

Коллекция презентаций используется при объяснении нового учебного материала, при воспроизведении полученного материала учащимися, а также для процесса защиты (презентации) творческого проекта. Большой интерес у учащихся вызывает использование в презентациях фрагментов спорных ситуаций из мультипликационных фильмов и сказок, после просмотра которых, учащиеся с большим желанием приступают к обсуждению данных ситуаций, вступают в дискуссии и ищут правильные решения, ответы на тестовые вопросы, содержащиеся в последних слайдах презентаций.

С помощью компьютерной программы Super Test (автор МирсановР.И.) были составлены тесты по всем разделам учебной программы для 5 класса по обслуживающему труду. Одним из достоинств компьютерного тестирования является немедленная обратная связь. Если у ребенка присутствует чувство страха ошибиться в ответе перед учителем, то работая на компьютере, он чувствует себя гораздо увереннее. Учащиеся, отвечая на вопрос, тут же получают информацию о верности своего ответа, а возможность повторного тестирования тут же толкает их на поиски правильных решений или ответов. Тесты позволяют в кратчайший срок не только проверить знания всех учащихся, выявить как пробелы при изложении учебного материала, так и трудности, возникающие при его усвоении, но и показывают учащимся, на каком реальном уровне они владеют материалом и на каком уровне его нужно знать. Разработка теста требует много времени и усилий на этапах его создания, зато готовый тест намного облегчает работу учителя и, главное, повышает качество процесса обучения и открывает новые возможности для его совершенствования.

Работая в графических редакторах и используя средства для создания и дизайна эскизов изделия, девочки имеют возможность сами смоделировать форму и узор, подобрать орнамент изделия и определить цветовую гамму.

Огромную помощь оказывают при изучении различных тем на разных этапах урока (при объяснении, закреплении, самостоятельной работе учащихся) готовые компьютерные программные средства на компакт-дисках. Это «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», электронные энциклопедии и справочники, кулинарные электронные книги, программы по созданию схем для вышивки, обучающие курсы по ниточному дизайну, лоскутному шитью, игровые программы для девочек «Я – модница», «Стильные девчонки» и другие. Простой и удобный интерфейс, яркий и привлекательный дизайн, огромная база готовых изделий, единая классификация и формат, быстрый поиск – все это вызывает огромный интерес и желание постигать новое и пробовать применить знания на практике.

Исходя из индивидуальных особенностей ученика, учитель сам решает, какого характера формы и методы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения – репродуктивные или проблемные, обучающие или программы-тренажеры и т. д.

Достоинство этих методов и приемов в том, что они помогают пробудить интерес детей, активизировать их действия, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности. Для учителя это возможность добиться устойчивого интереса учащихся к урокам и все условия для развития творческого потенциала каждого ребенка. «Ум, сердце и руки – вот что нужно развивать в детях, как единое целое!» – говорил Л.В.Занков. А мы, учителя, должны помочь раскрыться возможностям ребенка и создать благоприятные условия для их развития.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.