РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательских умений, основу которых составляют универсальные учебные действия.

Термин «исследовательский метод» не новый, он был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под этим методом в обучении он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».

А вообще, под учебной исследовательской деятельностью учащихся понимают процесс решения ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющим своей целью построение субъективно нового знания.

Цель исследовательской технологии – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Систематическое применение этой технологии в учебном процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных действий и приобретение важных исследовательских умений.

Любое исследование на уроке проходит по плану и включает:

  •  постановку проблемы;
  •  повторение теории, посвященной данной проблематике;
  •  подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
  •  обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Формы исследований на уроке могут быть разными: это опыт, наблюдение, поиск информации, практическая работа.

 

Представление результатов.

Формы представлений тоже могут быть разными: сценка, макет, буклет, альбом, стенгазета, сообщение, презентация.

Вообще, исследование проходит на любом уроке при изучении новой темы. В нашей программе «Школа 2100» ведущей технологией является проблемно-диалогическая, и все уроки строятся с помощью подводящего и побуждающего диалога. В начале урока у детей возникает проблемный вопрос, они ставят цель, составляют план, выполняют действия, в итоге получают новое знание, ответ на свой вопрос. Это есть по сути структура исследования.

Пример такого диалога: (он может проходить как фронтально с классом, так и как инсценировка диалога постоянных героев учебника). Уроке в 4 классе по теме «Что такое кровь?» (все они даны в методических рекомендациях к учебнику)

А вот и наши герои учебника Лена и Миша. О чем это они разговаривают?

- Миша идет грустный, он поранил руку, идет кровь.

Лена: (перебинтовав) – Вот уже и не течет….

- Миша: - Лена, кровь ведь жидкая, почему она не течет постоянно? Не знаю…

- Какое услышали противоречие? Какой возникает вопрос? (Жидкая, но не течет. Почему кровь перестает течь? (записывается на доску).

- А что нам нужно узнать, чтобы ответить на этот проблемный вопрос урока?

Составим план исследования:

  1. Что такое кровь?
  2. Из чего состоит кровь.
  3. Интересное о крови.

То есть цель какая нашего урока? (узнать, что такое кровь, из чего она состоит, интересные факты о крови)

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира, где есть благодатная почва для этого.

Такие задания обозначены в учебнике специальным значком. Например, самые простые:

  • Собери в парке листья, определи, к каким деревьям они принадлежат.
  • Проведи опыт с куском льда и догадайся, почему полярники могут жить на льдине.
  • Поймай снежинку и посчитай, сколько у нее лучиков.

Какова же моя система работы над исследованиями с 1 по 4 класс.

В 1 классе почти все работы носят, в основном, коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. В первом классе я сама даю план исследования, предлагаю готовые источники, пути поиска информации, опыты, дети все выполняют под моим руководством.

Во втором классе уже мы с детьми вместе обговариваем и составляем совместно план исследования, инструменты, способы поиска информации, как мы будем проводить исследование.

В 3-4 классах постепенно дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. Самостоятельно составляют план, отбирают и ищут информацию, делают выводы и представляют свою работу. В итоге обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения. Есть приемы, которые помогают подвести детей к необходимости исследования:

Вот например такой прием: «Корзина гипотез». Дается ситуация, которая заставляет задуматься и попробовать найти самому возможное решение. (Бывает, раненный в ногу или в руку солдат может погибнуть от потери крови, даже если все органы целы. Спасти его может, порой, только переливание крови другого человека. Как вы думаете, почему, потерявший кровь, может погибнуть?)

  • Какое значение имеет кровь?
  • Какие у вас гипотезы?

Похож на него прием «Рюкзачок», где дети для себя понимают, что известно ему уже о данном понятии, а чего он не знает и что надо ему узнать – ставит перед собой цель. Может проходить в форме ведения журнала «Знаю-не знаю».

Очень простой, известный прием – «классификация»

Разделите слова на группы: трахея, бронхи, легкие, пищевод, желудок, печень, плазма. Классифицируют по группам. (Мы не знаем, куда отнести плазму. К какому органу она относится?)

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”.

Исследовать можно с помощью литературных текстов, познавательной литературы, дополнительных источников. Так скажем, теоретическое исследование. Здесь применяю такой прием:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Исследование семантики нового понятия - расчленение термина на составные части – «Микрос» и «скоп»;

- смысл каждой части на греческом языке: 

  • микрос- маленький, скопиен- рассматривать
  • эритро - красный, цито - клетка
  • тромбо – сгусток, цито - клетка
  • лейко - белый, цито - клетка

Прием «Предположение» Тема «Энергия» 3 класс. Предлагается по серии рисунков предположить о новом понятии, потом проверить, прочитав текст в учебнике.

Изучение в парах, используя пазлы, собрать новое слово, узнать о нем.

По времени выделяют мини - исследования и долговременные исследования. Суть мини - исследований сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике.

Приведу несколько примеров.

1. Самое простое - во время экскурсии учитель даёт задание исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья. По результату продуктом этого исследования может стать альбом о редких деревьях и кустарниках нашего района.

2. Технология деятельностного метода предусматривает активную поисковую самостоятельную деятельность учащихся. Поэтому, часто использую на уроках такие виды и формы работ:

3. Опыты, работа в группе. Опыты заложены в содержании учебника на таких уроках, как Почва, Снег и лед, Кожа и др

Во 2 классе по теме «Снег и лед» исследуем кусочки льда и снега, проводим опыты и выводим свойства снега и льда. Работаем по плану. Здесь уже мы с детьми вместе обговариваем и составляем план исследования, инструменты, способы поиска информации, как мы будем проводить исследование.

Во 2 классе по теме «Азия» дети, работая в группах, используя физическую карту и карту природных зон и животного мира, учебник, дополнительную литературу, рисунки, инструкции, которые написаны на листочках, исследуют по 1 особенности страны Азии: раст. мир, животный мир, климат, язык, культура, достопримечательности. Затем заполняют таблицу-план, используя опорный лист, готовят выступление.

По теме «Кожа» исследуем с помощью лупы свою кожу, находим поры, бороздки, выводим свойства кожи, заносят в таблицу.

На уроке окружающего мира по теме «Кровь» в 4 классе дети разделились на группы-лаборатории. Каждой дано задание: исследовать одну составляющую крови (лейкоциты, тромбоциты, эритроциты), т.е., работая в группе, найти в источниках информацию о том, какую работу она выполняет, рассмотреть ее в микроскоп, выполнить иллюстрацию-макет из пластилина, подготовить выступление, используя план на доске.

Материал может представляться в виде сводной таблицы, кластера, схемы, модели, бортового журнала, цепочки ключевых слов, опорных листов.

5. Еще на уроке обучения грамоте уже пробуем такие проекты-исследования: «Мое имя», «Моя любимая буква», «История моей фамилии».

Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Все такие исследования, особенно, во внеурочной деятельности превращаются в исследовательские проекты. Работу над самими проектами я начинаю в 1 классе с родительского собрания, где знакомлю родителей с понятием проект, его структурой, формами выполнения и представления результатов. Приглашаю учеников своих из 5 класса, чтобы они выступили со своими проектами.

Здесь же родители узнают, что выделяют шесть этапов работы над исследовательским проектом:

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подведение итогов и выводы
  • Подготовка к защите и защита работы.

К 4 классу мы вместе с детьми составили памятку, которая очень помогает им в работе. А еще у меня есть памятка для родителей.

Очень важно правильно выбрать тему исследования. От этого в значительной степени зависит результат работы. Темы, используемые в работе с детьми начальных классов, можно объединить в три основные группы:

  • фантастические (ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений);
  • теоретические (ориентированные на работу по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в книгах, фильмах и других источниках информации);
  • эмпирические (предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, экспериментов).

Основные правила выбора темы:

  • тема должна быть интересна ребёнку;
  • тема должна быть выполнима
  • учитывать интересы детей;
  • тема должна быть оригинальной;
  • тема должна быть доступной;
  • сочетать желания и возможности.

Например, тема проекта «Морской конек, чей он родственник» родилась у ребенка на море, в отпуске, когда в море она увидела это животное, возникли вопросы, тут же начался поиск информации и длился полгода: посещение библиотек, музеев.

Защита проекта должна быть публичной. Ребёнок излагает новую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта – 5-7 минут. На вопросы и ответы отводится примерно 2 минуты. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной работы, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Вот проекты, которые мы выполнили с детьми. С доски.

Мои первоклассники в этом году вместе с родителями уже проводили исследования на темы «Моя малая Родина», «Белокаменная загадка», «Место в Эжве, которое я люблю», «Космические улицы Эжвы», «Моя Родина – Россия» к конкурсу «Я-патриот!»

Интересными были проекты:

Вот проект, который в 4 классе самостоятельно выполнила девочка «Каких животных прячет парма?», приняла участие в республиканском конкурсе.

В этом учебном году наш проект «Эжва – это мы?» на республиканском уровне занял 3 место, хочу вам его показать. Но самым увлекательным и результативным оказался проект на тему «История моей семьи», где дети искали материал о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Пришлось серьёзно «поворошить» память бабушек и дедушек, отыскать те редкие фотографии, сохранившиеся до наших времён, ведь даже имена и отчества многих были забыты. Такая работа оказала огромное воспитательное значение и, конечно, решались задачи развития исследовательских умений.  Этот проект занял в прошлом году призовое место в республиканском конкурсе, посвященном 70-летию Победы.

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего уже 6 класса умеют организовать свою деятельность, они могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос, сделать презентацию, подготовить доклад. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность ребёнка - это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.