РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Диагностика сформированности трудовых навыков у детей дошкольного возраста

Диагностика сформированности трудовых навыков у детей дошкольного возраста

Автор:
Педагог-психолог
Беспалова Н.С

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском учреждение трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Многие дети дошкольного возраста, поступившие к нам не владеют навыками самообслуживания (не умеют одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, умываться, чистить зубы, мыть руки и т.д.) и именно в приёмном отделении дети получают первоначальные навыки самообслуживания.

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, дежурства в столовой и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Все дети в приёмном отделении дежурят в комнате, дети дошкольного возраста протирают пыль, складывают игрушки. В теплое время года, убирают территорию, подметают. Осенью убирают листву.

Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, подоконнике, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. В летнее время ухаживают за клумбами, поливают цветы, рвут траву.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

В основном все дети любят заниматься ручным и художественным трудом, но не все умеют работать с ножницами, правильно держать в руке карандаш, поэтому учим детей вырезать, аккуратно обводить детали для поделок.

В приёмном отделении с карантинным блоком по комплексной программе есть направление «Трудовая адаптация и профессиональная ориентация».

Цель направления развивать понимание того, что труд - основа всей жизни, что всё достигается большим трудом, формировать интерес воспитанников к профессиональному труду, расширять знания о современном мире профессий.

Включает цикл занятий «Труд – основа жизни», «Хлеб – всему голова», «Азбука профессий», «О добросовестном отношении к труду», «Труд красит человека», « Угадай профессию», «Что такое рукотворный труд». Эти занятия знакомят детей со значением труда в жизни человека, прививают уважение и любовь к труду и людям труда, показывают необходимость труда , убеждают воспитанников в том, что их главная цель – учёба.

2. Эмпирическое исследование уровня сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Организация и методы исследования

Диагностика проводилась каждый день в течение двух недель. Велось наблюдение за детьми во время приема пищи, гигиенических процедур, дежурств, прогулок, на занятиях по ручному труду. Детям давались различные поручения и задания, индивидуально и коллективно, оценивалась аккуратность в работе, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, взаимодействие со сверстниками, качество работы, интерес к труду и бережное отношение к оборудованию.

  • НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
  • СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
  • ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

На втором этапе проводился формирующий эксперимент, направленный на формирование трудовых навыков воспитанников с помощью нашей программы, «Радуга».

Мы расширяли у детей представления о труде представителей различных профессий, знакомили с сельскохозяйственным трудом через мультфильмы, художественную литературу, иллюстрации. Дети должны были усвоить, что на выращивание хлеба, овощей и другого сельскохозяйственного труда затрачивается большой труд, что нужно ценить и беречь результаты этого труда.

Осуществлялся контроль за деятельностью воспитанников по самообслуживанию (напоминали о необходимости следить за чистотой одежды, поддерживать чистоту личных вещей). Дети привлекались к уборке шкафов и тумбочек, сортировать и аккуратно складывать вещи.

Использовалась такая форма организации труда, как поручения, (например, двум мальчикам было поручено следить за порядком в уголке с игрушками и книгами одну неделю, а двум девочкам было поручено ухаживать за комнатой девочек в течение одной недели). Перед началом работы мы задавали детям вопросы, побуждающие их продумать, как они будут выполнять поручение (например, «Расскажи, как ты будешь выполнять задание? Что будешь делать сначала? Почему?). Это способствовало развитию у детей самостоятельности, инициативы, заставляло активно использовать имеющийся опыт.

Каждые 3 дня детей объединяли в одно дежурное звено, которое отвечало за все виды дежурств. Так мы предоставляли детям возможность ежедневно договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. В течение дня, мы обращались к детям, как к своим помощникам, одобряли за хорошее выполнение заданий, давали советы.
Труд детей оценивался справедливо, конкретно, доброжелательно. Оценивались не только результаты труда, но и отношение детей к своим обязанностям – добросовестно, старательно или небрежно выполняли работу, дружно ли трудились.

3. Анализ трудовой деятельности дошкольников.

За период с с февраля 2016 г., по февраль 2017 г. В приёмное отделение с карантинным блоком поступило 31 ребёнок возрастом от 4 до 6 лет. Была проведена диагностика сформированности трудовых навыков с применением метода наблюдения и моделирование ситуации.

Диагностика дала такие результаты:

Количество диагностированных воспитанников Низкий уровень сформированности трудовых навыков Средний уровень сформированности трудовых навыков Высокий уровень сформированности трудовых навыков
31 8 23 0

Анализируя результаты, мы выяснили следующее:

  • С высоким уровнем развития трудовых навыков детей не было.
  • Большинство детей со средним уровнем развития трудовых навыков – 23 ребёнка. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, хорошо владеют столовыми приборами. Но уборка своей постели после сна и уход за комнатными растениями вызывают у них затруднения. Участие в уборке комнат их не интересует, поделки из природного и бросового материала выполнять не умеют.
  • С низким уровнем развития трудовых навыков 8 детей. Они не умеют ухаживать за растениями, плохо заправляют постель после сна, не принимают участие в уборке комнат и участка. Не хотят и не умеют делать различные поделки из бросового, природного и бумажного материала.

Далее, приняв во внимание низкие показатели развития трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста, нами былапрограммы по трудовой адаптации и профессиональной ориентации «Радуга», блок «Труд — основа жизни». составлена , с помощью которой мы провели формирующий эксперимент.

В результате проведённых занятий по программе видна положительная динамика.

Количество диагностированных воспитанников Низкий уровень сформированности трудовых навыков Средний уровень сформированности трудовых навыков Высокий уровень сформированности трудовых навыков
31 2 10 18

Анализируя результаты, мы выяснили, что с высоким уровнем развития трудовых навыков детей в группе большинство – 15 детей. Они хорошо владеют столовыми приборами, аккуратны и чистоплотны, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. Всегда принимают активное участие в уборке комнат и участка. Всегда доводят начатое дело до конца. Подели из бросового и природного материала у них получаются красивые, интересные и аккуратные.

Со средним уровнем развития трудовых навыков – 10 детей. Они владеют столовыми приборами, аккуратны, но без интереса и желания убирают свою постель после сна и ухаживают за комнатными растениями. Их не интересует уборка комнат, поделки из природного и бросового материала выполняют не аккуратно.

С низким уровнем развития трудовых навыков 2 ребёнка, результата нет в связи с умственной отсталостью детей или психических отклонений.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
  2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.
  3. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
  4. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  5. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.
  6. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
  7. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.
  8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.