РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуальные проблемы организации самостоятельной работы обучающихся в условиях личностно-деятельностного подхода к обучению.

самостоятельная работа обучающихся

Новые социальные условия в России, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предполагают введение в образовательный процесс эффективных дидактических средств, гарантирующих достижение конкретного результата на основе деятельностного подхода.

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Традиционная модель подхода к самостоятельной деятельности предполагает работу, выполняемую обучающимися под руководством учителя по его заданию в специально отведенное для этого время, где учитель является субъектом, а ученик – объектом самостоятельной деятельности, исполнителем. В этом случае самостоятельная деятельность обучающихся носит воспроизводящий характер.

Инновационная модель самостоятельной работы перераспределяет роли учителя и ученика. Здесь деятельность участников учебного процесса характеризуется «субъект-субъектным» отношением. Она рассчитана на творческую деятельность учителя и на активную познавательную деятельность ученика, где учитель выступает в роли координатора, а функциональные полномочия ученика в учебном процессе заключаются в самоцелеполагании, самоанализе, самопланировании, самоорганизации, самоконтроле, самооценке и саморегуляции. Это взаимозависимая корпоративная деятельность ученика и учителя. Самостоятельная деятельность школьника в этом случае имеет преобразующий характер.

При организации самостоятельной работы обучающихся учитываю возрастные особенности школьников, определяю их ведущую деятельность и вырабатываю формы взаимодействия учителя и ученика. Процесс формирования навыков самостоятельной деятельности идет постепенно, усложняясь на каждом уровне обучения.

В начальной школе учитель работает над формированием навыков самостоятельности. Ведущая деятельность обучающихся – активность, быстродействие, мотивация к учебной, игровой деятельности, а формы взаимодействия учителя и ученика – опека, перерастающая в наставничество. Познавательно-самостоятельная деятельность обучающихся носит воспроизводящий характер, когда ученик самостоятельно, без помощи учителя должен уметь переписывать, подбирать необходимый материал, заучивать наизусть стихи, отвечать на вопросы, направленные на простое воспроизведение полученных знаний. Ученики приобретают необходимые умения и навыки в соответствии с их возрастными особенностями. Уровень образованности обучающихся в начальной школе характеризуется грамотностью.

На уровне основного общего образования деятельность школьника усложняется. Идет формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать. Задача учителя – через использование активных форм обучения сформировать умения делать выводы, учиться мыслить, проводить аналогии. Здесь форма взаимодействия учителя и обучающихся поднимается на более высокую ступень – партнерство, перерастающее в сотрудничество. Уровень образованности обучающихся на уровне основного общего образования – функциональная грамотность.

И, наконец, на уровне среднего общего образования, обучающиеся осознанно выбирают деятельность, умеют ставить и решать поисковые творческие задачи, владеть самоконтролем, самооценкой, самопроектированием. Самостоятельная деятельность из воспроизводящей перерастает в преобразующую, когда в ходе беседы, лекции учитель ставит перед обучающимися проблемные задачи, несущие в себе поиск, когда ученик самостоятельно подбирает материал для аргументации. Формой взаимодействия учителя и ученика на уровне среднего общего образования является сотрудничество и содружество. Уровень грамотности обучающихся – компетентность.

Для старшего возраста обучающихся характерен рост интеллектуального уровня. Умственная целенаправленная познавательная деятельность старшеклассников приобретает активный, творчески-познавательный и исследовательский характер. Задача учителя на этом завершающем этапе обучения – формирование научного стиля мышления как необходимого компонента самообразования, умения самостоятельно добывать знания.

Все это предполагает, во-первых, планирование самостоятельной работы на всех этапах урока: при актуализации знаний, объяснении, закреплении нового материала и при продумывании формы домашнего задания, включающее в него элементы поиска.

Во-вторых, важным становится при организации самостоятельной деятельности индивидуально-дифференцированный подход, опирающийся на учет здоровьесберегающих требований организации учебно-воспитательного процесса:

  • учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п.;
  • недопустимость перегрузки (стремление добиваться оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил обучающихся);
  • поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
  • обучение ребенка средствам психологической самозащиты.

Анкетирование обучающихся, отражающее отношение школьников к различным формам учебной деятельности, помогло мне выделить третий принцип организации самостоятельной работы обучающихся на уровне основного и среднего общего образования – приоритет нестандартных (инновационных) подходов к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, в основу которых положено участие и взаимодействие школьников в рамках учебного труда. При этом имеет место использование нестандартных технологий обучения, применение наиболее продуктивных методов: эвристический (когда обучающиеся сами выбирают действия для решения поставленных учителем целей), творческий (при котором ученики сами ставят цель самостоятельной работы и ищут пути ее решения также самостоятельно).

Использование инновационных технологий, таких как метод проектов, который может быть по содержанию монопредметным, межпредметным, надпредметным (выход за рамки предмета, например, «Дом, в котором я хочу жить», «Школа будущего», издание школьной газеты и др.), модульное обучение, медиаобразование, ТРИЗ и прочее требуют учитывать возрастные особенности школьников.

Одним из составляющих элементов выработки самостоятельности на уровне основного и среднего общего образования является творческая интеграция смежных предметов – это четвертый важный принцип организации самостоятельной работы школьников.

Системная работа по данной проблеме позволила создать модель формирования умений и навыков обучающихся при организации самостоятельной и поисково-исследовательской деятельности, основанная на критериях и основных показателях деятельности обучающихся.
Условия организации самостоятельной работы школьников требуют обновления форм контроля за результатами этой работы (это контроль учителя, взаимоконтроль и его варианты, самоконтроль и его виды), что предполагает разноуровневые задания по предметам (они планируются исходя из общеучебных и интеллектуальных умений и навыков).

Здесь ученик участвует в процессе оценивания своих учебных достижений, а также результатов деятельности соклассников. Все это способствует развитию адекватной самооценки творческих способностей и в целом самоорганизации, формирует субъектную позицию ученика в образовательном процессе.

С целью эффективного управления качеством обучения, в частности организации самостоятельной работы, используется система педагогической диагностики, одной из основных задач которой является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.

Таким образом, основные принципы самостоятельно-познавательной деятельности обучающихся – это преемственность и результативность.

Результативность самостоятельной работы – это формирование компетентностного, способного к самостоятельной, активной умственной деятельности выпускника, обладающего нестандартным мышлением, креативностью, сознающего собственную самоценность, умеющего видеть проблему, осуществлять выбор, способным планировать свою жизнь в соответствии с целями, принимать решения.

Организация образовательного процесса в школе должна позволить ученику стать субъектом самостоятельной познавательной деятельности, учителю – активным руководителем учебного процесса и автором собственной методической системы, а школе – саморазвивающимся, инновационным учреждением образования.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.