РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке немецкого языка

учитель немецкого языка
Ковалева О.А.,
МКООУ «СШИ» г. Тарко-Сале

Зачастую я сталкиваюсь с трудностями в обучении иностранному языку, так как дети, проживающие в школе-интернате, которых я обучаю, имеют ослабленное здоровье, психические перегрузки, связанные с новыми условиями жизни, недостаток родительского внимания. Конечно, все это требует определенного подхода.
Поэтому вовлечение учащихся в учебную деятельность, которая способствует развитию воображению, логического мышления, трудолюбия, является необходимым условием моей деятельности.

Условиями достижения результатов моей педагогической деятельности считаю применение различных методов обучения, тщательное продумывание всех этапов урока.
Активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интересов и реальных возможностей, создание для учащихся ситуации успеха. Мои уроки носят практическую направленность, а дифференцированные задачи обеспечивают возможность привлечь к работе на уроке всех учащихся.

Идея личностно-ориентированного подхода в преподавании языка, педагогики сотрудничества, находят применение в работе над темой самообразования: «Оптимизация процесса обучения немецкому языку посредством применения игровых технологий ». В классах коррекции учащиеся соматически ослабленные дети из-за хронического или длительного заболевания, а также педагогически запущенные дети. Для таких детей характерны низкая работоспособность и повышенная утомляемость, низкий образовательный уровень, ослабленная память.

В своей работе я стараюсь быть в курсе всех инновационных технологий, и, так как я четвертый год являюсь руководителем методического объединения учителей иностранного языка, то знакомлю своих коллег с опытом коллег-новаторов.

Методы, которыми я пользуюсь на уроках, направлены на развитие познавательного интереса учащихся к предмету, а также на развитие их творческого мышления, на формирование их индивидуальных способностей, но без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемого результата. Поэтому считаю, что необходимо при обучении учитывать индивидуально-психологические особенности, что является важным условием для создания благоприятной атмосферы общения.

Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся положительную мотивацию к урокам иностранного языка, и приемы и методы, которыми я пользуюсь, могут быть родными.

Все зависит от темы урока, места урока в системе обучения, от степени подготовленности учащихся: это может быть и метод эмпатий, элементы метода проектов, метода проблемного обучения.

В своей работе я пользуюсь принципами наглядности осознанности, доступности, аппроксимации, что наиболее важно при обучении иностранным языкам в школе, где обучаются учащиеся коренной национальности. Принцип аппроксимации создают благоприятную атмосферу сотрудничества «ученик-учитель», «ученик-ученик».

Для развития логического мышления учащихся использую проблемно-поисковый метод. Через нетрадиционные уроки расширяется кругозор учащихся, пополняется их запас знаний по страноведению.

В последнее время изучила и внедрила в практику элементы игровой технологии. Общеизвестно, что учащиеся легко усваивают материал, который им доступен, когда виды и приемы при этом интересны для них. Одним из эффективных приемов обучения иностранному языку на начальном этапе обучения является использование игровой технологии.

Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является такими приемом обучения, который позволяет комплексно решить задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательная, являющаяся объективно ее основной функцией: развлечь. доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: определение отклонений от нормального поведения. самопознание в процессе игры;
  • коррекция в игре - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей индивида;
  • межнациональной коммуникации, усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации, включения в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, С.А.Шмаков, в зарубежной – З.Фрейд, Ж.Пиаже, Д.Дьюи, Э.Фромм, И.Хейзинга, Э.Берн и др. В их трудах исследована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, самоуправлении, саморегулировании.

Использование игровой технологии стимулирует продуктивное мышление, снижает учебные перегрузки, у учащихся появляется высокий эмоциональный настрой, воспитывается культура общения.

Учащиеся особенно на начальном этапе обучения очень любят игру. То, что бывает скучно для них при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Она создает возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному национальному речевому общения.

На младшем и среднем этапах обучения уделяю внимание грамматическим, лексическим, фонетическим играм, направленным на дальнейшее развитие речевых умений.

Интересно проводятся игры на выполнение различных команд, отгадывание предметов, узнавание сказочных персонажей по описанию их внешности.

Анализ игровой деятельности на уроках начального этапа обучения и в классах выравнивания показал, что игра вызывает большой интерес у детей и существенно помогает им в изучении немецкого языка.

Игра способствует выполнению важных методических задач:

  • созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

На уроках я применяю также парную форму работы. Она способствует общению на уроке. В начале каждого урока раздаю каждой паре карточку с заданной ситуацией, и ребята уже в 5 классе обмениваются 4-5 репликами. А также я провожу и групповую форму работы. Учащиеся приобретают при этом навыки сотрудничества. На таких уроках возникает атмосфера дружеского соревнования, каждый ученик старается отвечать как можно лучше, для того чтобы достичь хороших результатов.

Сочетая индивидуальные и парные формы работы, стараюсь создать благоприятный психологический климат, разрабатывая ситуации, побуждающие учеников к высказываниям на иностранном языке, в том числе своего мнения.

При обучении иностранному языку в старших классах, много уроков уделяю страноведению. Это расширяет кругозор учащихся и вызывает живой интерес к лингвострановедческому материалу.

Например, в 8-х классах при прохождении тем «Мы готовимся к поездке в Германию», «На вокзале», «В аэропорту» учимся заполнять анкету-заявление для поездки за границу, знакомимся с денежными знаками той страны, куда собираемся ехать, читаем тексты о Мюнхене и Кельне, куда мы едем, с их достопримечательностями, учимся быть гидами-экскурсоводами по этим городам, изучаем карту Германии, совершаем путешествия по Рейну.

В конце изучения темы мы играем на уроке, придумывая себе ситуацию действительно состоявшегося путешествия в Кёльн или Мюнхен.

Тип урока – урок систематизации и обобщения.

Форма урока – игровая практическая работа по распределению ролей: кто-то стюардесса, кто-то покупает билет, кто-то стоит у Справки, спрашивает расписание поездов или самолетов, кто-то из учеников читает по микрофону объявления о прибытии, отлете, о встречах и ожиданиях, кто-то из учащихся ведет экскурсию по городу, ученики знакомятся друг с другом в автобусе.

Таким образом часто меняется декорация на уроке, меняется ситуация и мы учимся пользоваться речевыми опорами, пройденными на уроке для формирования высказываний.

Работая в старших классах, я все больше убеждаюсь, что залог успеха обучения состоит в привитии ученикам положительного отношения к учению, в вовлечении школьников в процесс самостоятельного поиска и ориентирования в стремительном потоке информации, в обучении преодолевать трудности, в формировании у учащихся навыков самоконтроля.

Я считаю, что учащийся должен владеть не столько информацией, сколько способами их получения. И моя задача состоит в том, чтобы обучить школьников различным способам самостоятельного приобретения знаний, поддерживая, развивая и углубляя их интерес к познавательной деятельности. В этом направлении мной разработана программа для более способных детей «Культура Германии и устное народное творчество». Тип программы: поисково-исследовательская, развивающая.

На уроке и внеклассных мероприятиях создаю условия для проявления учащимися интереса к предмету, стремлюсь создать творческую атмосферу, разнообразить виды работ, стараюсь увязать учебный материал с текущими событиями, создаю такие учебные ситуации, которые близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом.

Например, разрабатывая внеклассное мероприятие «Встреча Рождества в Германии», ребята делали друг другу поздравления и подарки, подписывали поздравления родителям по-немецки. Просмотрев видеосюжет из мультфильма Гофмана « Щелкунчик и мышиный король», сравнивали немецкие национальные блюда с русскими. Рецепты некоторых немецких блюд записывались и выпекались ими. Ребята приносили, например. «Рождественское печенье» и угощали друг друга. Заранее украшали класс рождественскими атрибутами, инсценировали приход Сайта Клауса.

Взаимоотношения с учащимися стараюсь строить с учетом психологических особенностей каждого ученика в отдельности. На уроках использую дополнительную художественную литературу на немецком языке, газеты и журналы по страноведению, в том числе и очень популярные у нас журналы о жизни в Германии.

По окончании пройденных тем по страноведению ребята пишут рефераты, решают кроссворды, например, «Знаешь ли Германию?», провожу викторины. По теме «Наша Родина» ребята из класса коррекции приготовили красочные рефераты о своей Родине, о поселке, сделали рисунки на тему «Будущее моего края». Ребята в доступной форме рассказывали о своем поселке, используя лексику, связывая с темой «Природа нашего края». Очень интересно проходят встречи между командами разных классов в дни Недели иностранного языка», где ребята сами придумывают название команды, девиз, представление. Выпускали газеты на немецком языке.

Важную роль в обучении немецкого языка является кабинет. В кабинете имеется необходимый дидактический, раздаточный материал, необходимые таблицы, специальные грамматические карточки для индивидуальной работы.

В кабинете есть технические средства обучения, позволяющие разнообразить методы и способы обучения.

Ковалева Ольга Александровна28.02.2017 810 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей