РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мои размышления об образовании: что делать или как поступить

1. Объективные причины непродуктивности традиционного образования.

Образование – это создание образа человека, а для этого необходимо «взрастить» смыслы. Приходится признать, что школа не создает ОБРАЗЫ людей, не учит их чувствовать и проживать СМЫСЛЫ жизни. А значит, школа не выдает продукт, она непродуктивна. Почему?

  • В государстве у нас в почете инновации, технологии и прочее. Это все нужно для убыстрения и облегчения работы. Да, не спорю, но только на производстве различных предметов и вещей. А человеческая душа? Нет, с ней быстро и технологично нельзя.
  • Приходит ребенок в школу, а по-настоящему мало кому есть дело до него. Что важнее: 2+2, Present Perfect, пестики-тычинки или живое общение? Для меня верный ответ очевиден. А в общем, среднестатистический учитель занят совсем другим: то составить план на…, то отчет за…. Учить-то некогда, а уж поговорить по душам о жизни?!. Мониторинги, директор, гороно… Я тоже за последний год почувствовала: становлюсь машиной по отписке. Нет! Все отбросила. И это не наплевательство, это осознанное отношение к цели своей работы – быть путеводной звездой для детей, показать им, где свет, а где тьма.
  • Про зарплату и говорить не приходится. Учитель приходит в магазин и… как в одном из фильмов: «Мне 335 граммов колбасы». Да Бог с ней, с колбасой! Но разве съездить в отпуск на Черное море, посетить большие города России (я не говорю о загранпоездках) – это что-то сверхпредельное? Для большинства учителей проблемой являются посещение концертов, театров – билеты дорогие. Вот так и получается: колбасы не доела, душу прекрасным не напитала, в школу пришла, сама ничего ученикам не дала. Я твердо убеждена, что зарплаты учителей должно хватать не только на еду, но главное, на повышение культурного и духовного уровня. Тогда и за работу спросить можно и нужно! Но при этом не следует забывать, что сначала учитель «вынашивает» свою личностную позицию в отношении ОБРАЗОВЫВАНИЯ своих учеников, потом мучительно «рождается» эта самая идея. Необходимо время! Вспомним русскую пословицу: терпение и труд все перетрут.
  • Как же не упомянуть про техническое обеспечение школ? Только и слышишь: модернизация…. А учитель все также имеет доску, мел и тряпку. Как я мечтаю работать с мультимедийной доской, чтобы и на бумажном носителе в кабинете были картины, портреты, магнитофон, пианино. Только после этого можно будет говорить об инновационном подходе к обучению и к школе в целом. Мораль, как в басне, такова: чтобы что-то получить, нужно сначала вложить!

 

2. Моя позиция: почему, буксуют все реформы образования в Отечестве?

Мы привыкли держаться за идею, что наше образование лучшее в мире. Часто розовые очки мешают трезво оценить реальную ситуацию и двигаться в ногу со временем.

Основное противоречие состоит в том, что школа должна готовить учеников к жизни, но знает ли школа, что такое нынешняя жизнь?! Следующий актуальный вопрос: неравенство возможностей в получении качественного образования. У нас в стране реформы буксуют и вызывают негодование в обществе т.к. нужно чтобы система образования представляла собой уникальное сочетание централизации и вариативности, автономии школы с ее строгой подотчетностью и подконтрольностью стандартов обучения с развитием индивидуальных способностей каждого ученика. Но беда в том, что эти положительные принципы, широко декларируемые на бумаге, слабо воплощаются в повседневной школьной практике.

Проводить тестирование минимального уровня знаний нужно, но не для того, чтобы отсеять отстающих. Пусть эти оценки за тесты не влияют на переход учащихся из класса в класс, на право обучаться в «престижных» или «обычных» школах. Пусть эти оценки будут ориентиром для учителей в их дальнейшей работе и сигналом для государства увеличить расходы на занятия с отстающими детьми. Чиновникам образования нужно понять, что, чем лучшее школа, тем меньше ее нужно инспектировать, тем больше свободы ей можно дать, тем больше материальных средств в нее можно вложить. Но и спрос с таких школ больше: пусть делятся опытом, устраивают курсы повышения квалификации для коллег. А «отстающим» учебным заведениям нужно оказывать помощь, финансовую и методическую. У нас в России мало творческих учителей, которых смело можно назвать личностями или даже индивидуальностями. А ведь главной целью школы является научить детей жить в коллективе, решать проблемы задавать вопросы.

Правительству следует больше доверять учителю. Не стоит жалеть средств, чтобы профессия учителя была престижной и одной из высокооплачиваемых. Российский учитель сможет оценить доверие. А на первых порах не стоит делать так, чтобы учитель захлебывался от темпа реформ, от количества отчетных бумаг. Терпение нужно иметь и любовь к российским учителям! И тогда все получится! Конечно, не стоит забывать принцип: «Доверяй, но проверяй!» Но следом: «Поощряй, если человек это заслужил. Не следует прыгать с одной реформы на другую: давайте доводить начатое до конца! Неоконченные преобразования порождают недоверие со стороны педагогов. Не следует создавать кумира из мониторинга образования: ведь дело педагога не в тестах, а в развитии ребенка, его способностей и таланта. А это очень тонкие материи!

 

3. Системные пути построения «человекоразмерного» образования.

«Если б я был султан, я б…». Улыбнулись? А теперь серьезно. Какие шаги вижу я.

  1. Срочно повысить зарплату учителям до уровня офицеров ФСБ и летчиков, но и процедуру устройства на работу в школу сделать такой же строгой. Как справедливо писалось в древней китайской пословице в книге перемен И-Цзинь, когда люди бедствуют, государство распадается. Я не говорю об уравниловке, в суммах, которые я предлагаю, заложены большие возможности для дифференциации учителей.
  2. Сразу же настойчиво требовать не новых результатов!, а нового живого отношения учителя к своей работе. И пусть это выражается в увеличении количества творческих уроков и мероприятий в школе. Не надо говорить: один урок в такой-то срок. Помним о гуманизме, о социально – личностно – ориентированном образовании!
  3. Чиновники образования также увеличивают число творческих союзов, вечеров, собраний для учителей: петь, танцевать, общаться, слушать! Вот что нужно!
  4. Управление образования должно приобрести личностно – общественно – государственный характер. Образование не сводится только к воспитанию и обучению государством. Образование – это ваяние образа ученика, переход от одного его «я» к другому. А ваяние нового образа – это дело, в первую очередь, самого учащегося, затем – его родителей, только потом – государства. В таком понимании сущности образования диктат чиновников и поползновения к надзирательству абсолютно неуместны и вредны. В самом министерстве образования нужны новые люди, разделяющие психологию дореволюционных попечителей народного образования. От всех прочих – только вред.
  5. Анализ отчетов учреждений о проделанной работе необходимо передать независимым ассоциациям и экспертам, руководимым министерскими работниками. Ведь опереться надежно можно только на то, что сопротивляется!
  6. Четко сформулировать и прописать цели, задачи и содержание образования, руководствуясь правилом Эсхила: «Мудр тот, кто знает не многое, а нужное», а также идеей Жака Делора: «Образование на протяжении всей жизни – центральная проблема для общества» и его четырьмя принципами: научиться жить вместе, научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить каждому.
  7. Президенту необходимо выработать единую государственную образовательную политику, отменить ведомственную политику, которая нередко противоречит государственной, избавить страну от минималистской концепции и от двойных стандартов содержания среднего образования.
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.