РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование ИКТ как средства познавательной активности учащихся на уроках технологии

«Научить человека жить в
информационном мире – важнейшая задача
современной школы».
Академик А.П. Семенов.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему « учитель - ученик – учебник » вводится новое звено- компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, даёт возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующейся личности. В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно- коммуникативных технологий. В этих условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей и направлениях, информационные технологии становятся базой современного образования.

С 2011 я работала над темой по самообразования «Использование ИКТ как средства познавательной активности учащихся на уроках технологии». Данная тема актуальна тем, что в процессе использования ИКТ ученик становится активным участником обучения, так как повышается интерес к предмету, развиваются возможности для самореализации и самовыражения.

Целью своей работы я определила:

  • повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно- коммуникационных технологий.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать имеющийся опыт отдельных педагогов, использующих информационные технологии, способы, формы, средства обучения, определить их преимущества в обучении предмета «Технология».
  2. Теоретически освоить инновационные технологии.
  3. Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания работать с различными источниками информации посредством использования компьютера.
  4. Формировать у учащихся информационную компетенцию, умение работать с различными источниками информации.

Для себя я определил несколько видов применения ИКТ технологий на своих уроках.

  1. Использование мультимедийных средств на уроке технологии.
  2. Использование современных компьютерных программ в обучении
  3. Самостоятельная работа обучающихся по поиску информации.
  4. Использование ИКТ в проектной деятельности.

В ходе данной работы, ознакомившись с научно- методической литературой по проблеме внедрения ИКТ в образовательную практику, обобщив собственный преподавательский опыт, я пришла к следующим выводам:

  • применение ИКТ и ЦОР должно быть адекватно педагогическим целям и задачам;
  • применение ИКТ возможно только в соответствии с нормами СанПиНа;
  • применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям;
  • применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта;
  • представленный на предметном сайте материал направлен на развитие познавательного интереса учащихся, позволяет формировать научное мировоззрение, знакомит со способами деятельности необходимыми для успешного освоения и других предметов.

Изучение предмета «Технология» с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки на достаточно высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Появляется возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов. В результате увеличивается глубина погружения в материал, повышается мотивация обучения, осуществляется интегрированный подход в обучении и экономия времени на уроке.

Применение ИКТ вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Использование интернет ресурсов играют большую роль для меня и моей работы, так как, интернет расширяет виды учебной деятельности учащихся, предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией, дает возможности для профессионального роста, открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала, позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Презентации позволяют наглядно представлять материал, интенсифицировать процесс объяснения нового материала, регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации. Для подготовки презентации и показа её на уроке я пользуюсь программой Power Point. Создавая собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.

Цифровые образовательные ресурсы существенно помогают мне в работе:

  1. При изложении нового материала для визуализации знаний .
  2. При проведении виртуальных практических работ.
  3. При закреплении изложенного материала.
  4. При самостоятельной работе учащихся.
  5. При контроле и проверке знаний учащихся.
  6. При проведении уроков по методу проектов.

Самым эффективным направлением работы по применению информационно- коммуникативных и цифровых образовательных стала организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Интернет-технологии на уроке рассматриваются не как цель, а как еще один инструмент исследования, источник дополнительной информации по предмету, способ самоорганизации труда и самообразования. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к поисково-исследовательской и проектной деятельности, способствует повышению успеваемости учащихся. Ь

Использования ИКТ на уроках технологии позволило мне:

  • усилить положительную мотивацию обучения, активизировать положительную деятельность учащихся;
  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  • оживить учебной процесс, внести элементы занимательности;
  • сэкономить время на уроке;
  • обеспечить широкую вариативность обучения;
  • обеспечивает возможность дифференцированного, личностно-ориентированного обучения;
  • осуществляет подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;
  • формирует информационную культуру обучающихся;
  • позволяет развить логическое мышление, творческий и познавательный потенциал.

Использование ИКТ на уроках технологии позволило разнообразить формы работы, деятельность учащихся, мотивацию, интерес к предмету, что положительно сказалось на успеваемости учеников. Благодаря использованию ЭОР организовываю учебный процесс не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения.

Эти формы обучения особенно актуальны для одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, долгое время находящихся на лечении. Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время

Информационно-коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций.

ИКТ–компетентность — это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках, в том числе, на уроках технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Использование ИКТ на уроках технологии способствует повышению мотивации учащихся, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.