РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Коррекционно-развивающие обучение на уроке математики

Коррекционно-развивающие обучение на уроке математики

Некоторые дети приходят в первый класс школы с недостатками в развитии речи, мелкой моторики, с отклонением в поведении.

Обучать таких детей в обычных классах, где занимаются по 20-25 человек, очень трудно и весьма неэффективно. Поэтому школьные педагогические коллективы все чаще принимают решения об объединение таких учащихся в классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), состоящие не более чем из 12 человек. Такие классы функционируют обычно с первого по девятый годы обучения. Их формируют из учеников как имеющих психические нарушения, так и вполне нормальных, но по каким-то причинам отстающих в учебе.

Причиной отставания могут быть самыми разными. И не всегда они связаны с отсутствием общих или специальных способностей. Для отстающих учеников, характерно не умение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля. Они не могут сконцентрировать внимание на поставленные задачи, часто отвлекаются, многие из них имеют плохую память.

Дело осложняется еще тем, что в среднюю школу слабые ребята иногда проходят, еще не умея бегло читать и вникать в смысл текста.

Преподаванию в классах КРО нужно относиться очень осторожно. Эта работа настолько сложна, что даже один и тот же учитель иногда меняет свое мнение.
Колебание учительских мнений на прямую зависит от того, что все ученики разные, а слабые разнообразнее всех. Даже один и тот же слабый ученик может сегодня поразить замечательным ответом, а завтра не выполнить легчайшую письменную работу.

Нестабильность психических реакций является одной из отличительных черт многих слабых учеников. Преодолеть их закомплексованность и апатичность удавалось только с помощью целого ряда специально подобранных и длительно применяемых педагогических приемов.

С первого дня появления школьника в классе учитель старается выработать у него верный стереотип поведения на уроке. Школьник учится правильно организовывать свое рабочее место, вести запись в тетрадях. Особое внимание учитель обращает на то, чтобы каждый ученик неукоснительно записывал на уроке номера домашнего задания. Это облегчает контроль за домашней работой ребенка со стороны его родителей. Сам же учитель старается строго придерживаться раз и навсегда выбранной структуры урока, поскольку основа успеха — последовательность и систематичность. Дети знают, что урок математики начинается с устного счета, за тем следует письменная работа, после чего — объяснение нового материала или повторение, вслед за тем — разбор домашнего задания и его запись. Если подобные уроки повторяются изо дня в день, то к нужному моменту у ребят уже все готово: если надо писать, то тетрадь у всех открыта, ручки в руках и т. д. Конечно, оргмомент все равно необходим, но в подготовительном классе он проходит значительно быстрее, чем там, где ребята не знают последовательности своих действий.

В классах сильного состава учитель может позволить себе часто менять структуру урока. Это оживляет преподавание. Но со слабым составом выручает именно монотонность, которая дает учащимся спокойствие, так необходимое им для того, чтоб поразмышлять.

В классах коррекционно-развивающего обучения очень важно верно выбрать темп урока. Он должен быть значительно медленней темпа работы в обычном классе. Нельзя требовать от детей из классов КРО быстрых ответов. Ученикам надо дать время подумать. Если ребят не понукать, не пытаться отвечать за них (как это иногда делают учителя), то дети способны дать не только верные, но и оригинальные ответы.

При медленном темпе, естественно, невозможно решить на уроке столько же заданий, сколько решают в обычном классе. В таком классе их меньше, но, во — первых , каждое решение тщательно разобрано и записано (чтобы учащийся мог дома с родителями повторить его еще раз), а во — вторых, выбранные задачи соответствуют достаточно высокому уровню сложности.

На каждом уроке учитель старается приучать детей к самостоятельной работе. Тут не обойтись без подсказок разного рода: памяток, инструкций. Каждый ученик имеет маленький блокнот, в который записывает все, что требует запоминания; формулы с расшифровкой, правила с примерами и т. д. Здесь же находят место и опорные схемы (см. рис. ниже). Стилизованный кораблик в верхней части рисунка напоминает, что речь пример такого объекта приводится ниже: это правильная дробь. Грибочек с широкой шляпкой и узкой ножкой на рисунке служит зримым напоминанием о неправильной дроби. А разделенный на две равные части прямоугольник символизирует дробь, равную единице.

Ежедневное повторение закрепляет знания учащихся, и организовывать его нужно разными методами, не жалея на то ни сил, ни времени, ни творческой энергии.
Математическая гармошка. Обычная тетрадка — раскладушка, которую дети мастерят сами по просьбе учителя. В ней каждая полоса посвящена какой — либо одной теме.
Например, на одной полосе записываются единицы измерения, на другой — формулы площадей, а на третьей — формулы объемов. Открывая, гармошку вспоминаем присказку:

Гармошечка — раскладушечка,
Помоги решить задачу,
Моя душечка...

Ребята любят свои гармошечки, с удовольствием их мастерят, делают в них аккуратные записи, и такие гармошечки действительно помогают их задачи решить, и весь курс усвоить.

На уроках, желательно сделать так, чтоб устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга. Вот некоторые формы:

  • «Равный счет». Учитель записывает на доске упражнение с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух воспринимать названные числа и определять, верно, ли составлен пример.
  • «Счет — дополнение». Учитель записывает на доске любое число, допустим, 1,5. Затем он медленно называет число, дополняющее данное до 2,5. Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до 3 и т. д. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.
  • «Молчанка». На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагаются четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из внешних чисел. Ответы даются, молча, написав рядом с данным числом верный результат указанного действия. Задания легко поменять, достаточно только заменить знак арифметических действий, стоящий рядом с внутренними числами.

На уроке необходимо создать такую ситуацию, в которой захотели бы поучаствовать всем. Для этого необходимо привлекать все средства, в том числе и правила, и примеры, и житейские образы. Вооруженные разнообразными приемами, учащиеся всегда могут помочь себе сами, с какими бы трудными заданиями они не встретились.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.