РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитательный процесс в развитие личности учащихся

Проскурякова Вера Владимировна

Свою работу строю с учётом индивидуальных особенностей детей. Весь воспитательный процесс направляю на всестороннее развитие личности учащихся, на развитие продуктивного общения. Целью воспитательной работы является охрана здоровья и формирование здорового образа жизни.

Для успешного решения коррекционных-развивающих задач всю воспитательную работу веду по направлениям: гражданско-патриотическое и нравственное воспитание, основы социализации и общения, творческое развитие, художественно-эстетическое и трудовое воспитание, охрана жизни и здоровья детей.

Особое внимание уделяю охране здоровья и жизни детей. Дети соблюдают режимные моменты, знают и выполняют правила личной гигиены, имеют чёткое представление о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья, о вреде курения и алкоголя. В своей работе использую здоровосберегающие технологии. В рамках этого направления воспитанники принимают участие в областных соревнованиях по мини-футболу, где заняли призовое место, в лёгкоатлетической эстафете «Весенний марафон», в общешкольном мероприятии «Стартуем вместе». Дети посещают ФОК, детские спортивные секции.

Ежедневно провожу спортивные часы, которые включают в себя наряду с физическими упражнениями, подвижные игры на воздухе. Дети любят играть в такие игры, как: «Тихо – громко», «Поймай мяч». В целях закаливания организма и отдыха провожу прогулки в любую погоду.

Во время самоподготовки и на внеклассных занятиях использую физкультминутки, а также пальчиковую гимнастику. Дети любят пальчиковую игру «Солнышко», способствующую развитию мелкой моторики.

«Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, правая рука!
Поработаем вместе.
Утро настало – солнышко встало.
Обрадовались солнышку птички – полетели.
Устали птички – сели, отдохнули.
Но тут проснулись бабочки,
И сели бабочки на цветочки.
Цветочки солнышку рады –
Распускают цветочки.
И вдруг налетел сильный ветер,
И унёс все наши цветочки».

Ребятам нравятся занятия за круглым столом: «Здоровье – моё личное», «Гигиена питания», часы общения «Как сохранить хорошее зрение», «Оказание первой помощи при несчастных случаях», «Неделя отказа от курения и наркотиков» где велась дискуссия на тему: «Что такое наркотики?», проводила опытно – демонстрационный час общения «Немедленный эффект курения». Много нового и интересного ребята узнали из лекции школьной медсестры на тему: «Грипп идёт». Все эти мероприятия способствуют укреплению организма и достижения высокого результата.

Большое внимание уделяю формированию нравственных качеств: доброте, отзывчивости, помочь другому, уважать интересы других. Познакомила учащихся с Уголовным Кодексом РФ, читали и разбирали статьи из газет о правонарушениях, детям запомнилась встреча с участковым милиционером.

Еженедельно провожу часы общения в школе, в общественных местах, на улице и дома, Детям нравится дискутировать на тему: «Какой я?», «Настроение моего друга», «Мои достоинства и недостатки». К празднику «День учителя» дети в игровой форме писали письмо президенту «О наших педагогах», где рассказали о своих учителях и воспитателях. На занятиях по внеклассному чтению на примере произведений В. Чаплиной «Дружба», Л. Толстого «Косточка», В. Осеевой «Волшебное слово» воспитываю в детях человеческие отношения между людьми, доброжелательность, честность, простоту и скромность. Дружбе между людьми было посвящено занятие по изобразительному искусству «Я и моё настроение», где дети с помощью красок выражали свои нравственные позиции.

Для формирования нравственных привычек у детей использую специальные воспитывающие ситуации. Поведение учеников в таких ситуациях позволяет лучше изучить их личность. Как ученик выполняет общественные и трудовые задания, как он помогает товарищам, какие проявляет качества – щедрость или жадность, как реагирует на поощрения и замечания, обнаруживает ли зависть, тщеславие или, наоборот, скромность – всё это проявляет те или иные стороны его воспитания.

Учу анализировать собственные поступки, критически относится к себе,ставить цель измениться к лучшему, т.е. подвожу детей к самовоспитанию.

Детям нравится посещать «Школу вежливых наук», где они знакомятся с хорошими манерами и правилами поведения: «Правила поведения в общественных местах, на улице, в школе», сюжетно-ролевая игра «Жди гостей», час общения «Как правильно себя вести», «Рыцарский турнир», «В гостях у Лесовичка», «Путешествие по стране Вежливости».
На формирование нравственных качеств большое влияние оказывает пример старших: товарищей, учителей, воспитателей и, конечно родителей. С этой провожу с родителями родительские собрания для выяснения жилищных и бытовых условий и психологического климата в семье.

Главной целью занятий по творческому и художественному воспитанию: совершенствование и развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, а также развитие художественного вкуса, умение видеть, понимать и анализировать прекрасное.

Дети стараются выразить себя в художественном слове, танце, драматизированном действии. На занятиях рисования, лепки, музыкальных часах стараюсь формировать способности детей различать гаммы цветов, формы, линии, контуры, узнавать и воспроизводить мелодию.

Основной формой проведения этих занятий является игра. В игровой форме проходит сам процесс изготовления поделок, но особенно детям нравится результат их работы – готовые изделия. Детям очень нравится работать с природным материалом и бумагой «Осенний листопад» (мозайка из листьев), «Иней на ветке» (работа с природным материалом и пенопластом), «Ветка мимозы» (аппликация), «Зайка» (оригами) и др.

Ребятам очень нравится создавать различных животных. Любимыми являются герои сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».

На занятиях по изобразительному искусству дети смело открывают тайны своего сердца и души. Они рисуют защитников отечества и героев сказок, показывают красоту природы, рассказывают в рисунках, как они могут трудиться и отдыхать. «Рассказ с помощью карандаша», «Цвет зла, гордости, зависти,радости, печали», «Нарисуй своё настроение», «Краски осени» - это далеко неполный перечень занятий по изобразительного искусству.

Ребёнок старается подражать поведению того героя, который ему наиболее запомнился. Стараюсь учить детей играть понравившиеся ему роли. Каждый ребёнок играет одну и туже роль по-своему: своим характером, жестами, мимикой. Для этого использую драматизацию басен Крылова «Квартет», «Ворона и лисица», игру с пальчиковыми куклами по теме: «Зачем нужен театр».Большой интерес вызывают у детей экскурсии на тему: Весны желанные приметы», «Сезонные изменения зимой», «Памятники культуры нашего края» и др. Во время экскурсии ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материал для коллекции, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и выставок.

Дети принимают активное участие в конкурсах и выставках: «Осенний букет», «Природа и фантазия», «Дары осени», за что получают дипломы и грамоты.

Важное место в учебно-воспитательном процессе занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважение к патриотическому наследию своей Родины, поэтому на занятиях по этому направлению ставлю следующие цели:

  • углубить знание учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;
  • познакомить с историей своей семьи;
  • углубить знания об истории, традициях, культуре народов России;
  • воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам
  • понимания учащимися их личностной ответственности за будущее страны.

Проводила открытое занятие на тему: «Моя семья», часы общения «Что такое мир в семье?», «Труд и отдых в семье», конкурс рисунком на тему: «Моя семья» были направлены на то, чтобы научить ребёнка уважительно относится к своему дому, своей семье, семейным традициям.

Также знакомлю детей со старинными обычаями и народными традициями, культурным наследием предков. Дети посещали конкурсно-развлекательную программу «Масленица», участвовали в «Проводах русской зимы», на «Крещение Господне» совершали экскурсию к «святому источнику», наблюдала, как ныряют «моржи». Принимали участие в празднике, посвящённом Святой Пасхе, в «Мастерской Самоделкина» из папье-маше делали пасхальное яйцо. Подражая взрослым, используя устное народное творчество – пословицы, поговорки, загадки и песни, проигрывали элементы русских народных праздников.

Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. Поэтому с младшего школьного возраста учу ребёнка уважительно относиться к законам своей страны, основной символики государства.

На часах общения «С любовью к Родине», «Россия – Родина моя», «Государственные символика: Герб, Флаг, Гимн» знакомлю детей с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн».

Много занятий посвящаю природе родного края,что помогает раскрыть знания младших школьников об окружающем мире, и экологических проблем.

При определении содержания занятий учитываю возрастные, умственные и слуховые возможности. В результате этой работы у воспитанников сформировались экологические представления о взаимосвязи и полезности всех объектов, проявилось стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба, дети стали доброжелательней относиться к природе, понимать, что будущее человека зависит от них самих. Большое внимание уделяю воспитанию у детей ответственности, настойчивости, самостоятельности; контролирую выполнение учащимися данных им поручений. Во время «экологического» субботника дети высаживали деревья на территории школы, наводили порядок в берёзовой роще, принимали участие в операции «Полечим берёзку», участвовали в конкурсе «Озелени свой класс».

Одним из главных методов в организации экологической деятельности школьников считаю метод наблюдения. На экскурсиях дети рассматривают цветы, веточки деревьев и кустарников, семена и шишки, наблюдают за поведением за насекомыми и животными, нюхают цветы и пьют берёзовый сок, наблюдают ледоход, изучают следы животных, фотографируют их, делают с натуры зарисовки тех или иных явлений природы. В «Мастерской Самоделкина» мастерили, а затем устанавливали скворечники, чтобы скворцы жили недалеко от школы и можно было за ними наблюдать, участвовали в операции «Помоги птицам», сооружали и развешивали кормушки для птиц.

Стараюсь организовать наблюдения за наиболее характерными явлениями в природе в тот или иной период года, осенние пожелтения листьев, волнующая картина листопад, яркий зимний солнечный день, когда всё блестит и искрится от выпавшего снега, бурное снеготаяние, набухание почек, распускание листьев и цветов. Наблюдение детей сочетают с выразительным чтением стихов Пушкина, Фета, Есенина, воспитывающих «русскую берёзку», «в багрец и золото одетые леса», Знакомлю с детей с произведениями живописи и литературы. Всё это обогащает чувства, развитие речи детей, способствует воспитанию более глубокого и тонкого понимания природы.

Экологическую деятельность со своими воспитанниками строю преимущественно в игровой, занимательной форме. Получение детьми знаний о природе и овладения способами их реализации в игре – смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием учащихся.

Стараюсь формировать трудовые умения и навыки, совершенствовать навыки организованного коллективного труда, уважение к труду и людям труда. Воспитываю в детях бережливость, аккуратность, ответственность за результаты труда, приучаю к самообслуживанию. Для этого включаю учащихся в практическую деятельность: уборку класса, спальни, легкий ремонт одежды, мебели, расчистка снега на территории школы, весной и осенью работы на пришкольном участке.

Чтобы добиться от ученика хорошего качества работы, я разъясняю каждую операцию, показываю каждое движение, их последовательность. Обязательно делаю разбор действий учащихся, даю оценку результатов работы детей с учётом их самостоятельной деятельности, успехов, удачных находок, ошибок.

Включаю детей в значимую трудовую деятельность, где дети могут проявить свои умения, увидеть пользу своих знаний. Например, помочь воспитателю приготовить наглядное пособие, образцы, научить чистить, гладить брюки, чтобы это пригодилось в дальнейшей жизни, научиться самому пришивать пуговицу, а затем пришить младшему товарищу.

Каждое коллективное дело стараюсь оформить творчески. Творчество начинается с обсуждения вопросов культуры труда: как лучше разложить на столе материал, как лучше хранить инструменты и т.д. Каждому ребёнку свойственны выдумка и фантазии.

Постепенно дети начинают ценить друг в друге трудовые умения, творческий подход к делу, понимать, что другая работа, правильно организованный труд, делают хорошие результаты, приносят радость.

Дети принимают участие в трудовом десанте: «Создадим уют в своём доме». «Не мешайте мне трудиться», «Овощи с грядки»; любят заседать в «Клубе Чистоты»: «Одежда школьника: уход и место в шкафу», «Моё рабочее время: чистота, порядок, красота», «Современные средства гигиены и уборки», «Уход за обувью»; с удовольствием ухаживают за комнатными растениями в клубе «Цветовод – любитель».

Одним из важных направлений воспитательной работы является «Основы социализации и общения». Цель занятий по данной тематике – знакомство учащихся с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, в столовой, в спальне, на уроке, в магазине, на улице, дома и т.д. – обработка этих норм.

При реализации этих целей немаловажную роль в реализации и воспитании детей имеет игра. Во многом краски и звуки мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая понятна и близка каждому ребёнку.

Провожу коррекционно-развивающие занятия по ознакомлению с окружающим миром.

При определении содержаний учитываю возрастные, умственные и речевые возможности детей. В результате исследований по результатам работы у воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы.

В группе преобладает благоприятный микроклимат. Дети дружны и доброжелательны друг к другу. Вежливо обращаются к работникам школы-интерната. Успеваемость учащихся составляет 100%, уровень воспитанности 88,2%.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.