РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные приемы организации словарной работы на уроках русского языка как условие интеллектуально-речевого развития обучающихся в начальной школе.

Педагогическая концепция «Современные приемы организации словарной работы на уроках русского языка как условие интеллектуально-речевого развития обучающихся в начальной школе»

учителя начальных классов
МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» Охрименко Елены Владимировны
Образование высшее
I квалификационная категория
педагогический стаж 30 лет

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка».
К.Д.Ушинский

Актуальность проблемы.

Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и личности в целом.

Роль педагога заключается в создании разносторонней образовательной среды, дающей возможность ребенку проявить себя. Управлять качеством образования целесообразно через развитие речевой и умственной деятельности обучающихся. Как существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ребенка, так существует связь между активизацией интеллектуально-речевой деятельности обучающихся на уроке и качеством их знаний. Практика работы в школе показывает, что растет безграмотность среди учащихся. Многие слабо владеют навыками как умственного, так и письменного высказывания. В процессе обучения в познавательной деятельности проявляется беспомощность, эпизодичность и стихийность в развитии самообразовательных умений.

Активизация интеллектуально-речевой деятельности обучающихся – один из способов управления качеством образования при условии активно организованного учебного процесса. Учиться говорить и писать, по словам академика Д.С.Лихачева, нужно все время.

Развитие речи – важнейшая задача обучения. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его интеллектуального развития. Это главная проблема, стоящая перед каждым учителем и реализуемая им на уроке.

Осознавая важность этой проблемы, вот уже на протяжении трех лет я работаю над темой «Современные приемы организации словарной работы на уроках русского языка как условие интеллектуально-речевого развития обучающихся в начальной школе».

Гипотеза.

Возможно, основной упор в развитии интеллектуально-речевой деятельности обучающихся необходимо сделать на слово. Целесообразно:

  • проведение этимолого-орфографической работы для запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми орфограммами с учетом возрастных особенностей младших школьников;
  • использование лексико-орфографических упражнений;
  • проведение работы над орфографической грамотностью для обогащения словаря младших школьников.

Таким образом, трудное в орфографическом объяснении слово «пройдет» через все виды памяти ребенка, будет осмыслено лексическое значение этого слова, слово употребится в контексте, то есть разовьет и мысль, и речь ребенка.

Задачи:

  • формировать умения и навыки грамотного написания словарных слов;
  • развивать письменную и устную речь учащихся;
  • формировать умение пользоваться толковым и этимологическим словарями;
  • развивать память, логическое и абстрактное мышление, представляя русский язык как часть окружающего мира;
  • формировать познавательный интерес к предмету.

Ожидаемые результаты:

  • увеличение словарного запаса слов;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие устной и письменной речи;
  • привитие познавательного интереса к русскому языку;

В настоящее время под словарной работой принято понимать изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных. В контексте усвоения учащимися новых слов, их значений, сфер употребления, с их многозначностью, усвоения синонимов, антонимов, фразеологических оборотов активизируется словарь и интеллектуально-речевое развитие детей.

Все многообразие словарной работы можно разделить на два направления: лексическая работа и лексико-орфографическая работа.

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматическо-орфографическим материалом.

Выделяют четыре группы лексико-орфографических упражнений: различные виды диктантов, лексические упражнения, упражнения в конструировании словосочетаний и предложений, упражнения по развитию речи.

Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря. При организации словарной работы на уроках русского языка я использую систему развития и обогащения речи младших школьников лексическими средствами.

Лексическая работа включает пять направлений:

  1. Лексический анализ слова.
  2. Этимологический анализ слова.
  3. Работа с синонимами.
  4. Работа с антонимами.
  5. Работа с фразеологизмами.

В лексическом анализе слов важно руководствоваться общей дидактической задачей повышения самостоятельной познавательной активности учащихся. Можно выделить три основных способа толкования лексического значения слова: наглядный, семантический (смысловой), контекстуальный (выявление смысловых компонентов значения слова путем анализа контекстов).

Наглядный метод лучше всего использовать на первых этапах обучения. Он позволяет идти к слову от представления и способствует сознательному использованию слов в речи. На уроках я использую прием наглядной ассоциации. Например, при знакомстве со словом сорока показываю карточку со словом, дополненную забавным рисунком на месте орфограммы. У ребенка возникают ассоциации, помогающие ему быстрее запомнить словарное слово.

Семантический и контекстуальный методы толкования слова лучше начинать изучать со второго класса параллельно с наглядным методом. Интересным приемом объяснения значения слова считаю работу с загадками. Загадка – это вопрос в форме замысловатого, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления.

Сопоставление предметов и явлений развивает память, логическое и абстрактное мышление, способность к анализу, обобщению, формирует у детей умение рассуждать, делать выводы, помогает представить русский язык как часть окружающего мира. При изучении темы «Имя прилагательное» предлагаю детям найти загадки со словами из словаря и оформить их в виде творческих работ «Прилагательные в загадках».

Анализируя признаки и рассуждая, дети отгадывают загадку, подбирают нужное словарное слово:

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

Продолжаю работу над словом, используя текст:

Сороки-воровки.

Группа ученых пыталась исследовать, что больше всего интересует сорок. На часто посещаемом сороками месте они выложили мелкие предметы разной формы, цвета, размера. Оказалось, что птицы не слишком заинтересовались приготовленными для них развлечениями. А вот когда человек на несколько минут отлучился со своего поста, у него немедленно утащили блестящую ручку.

- Что узнали о сороках?

- Как их называют?

- Почему?

- Такие же повадки есть и у ворон. Предполагают, что слово ворона возникло потому, что про эту птицу говорили: «Вор – она!».

Таким образом, сочетается работа над семантикой и этимологией слов.

Этимологический анализ является одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний. Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке. Точнее понимая смысл слова, сознательно усваивают его орфографический «облик». Сначала дети знакомятся с этимологией исконно русских слов. Например, слово медведь: мед + ведающий – знающий, где есть мед. Затем дети запоминают иностранные слова, от которых произошли слова в русском языке и умело пользуются ими для проверки. Помогает в работе создание детьми этимологических словариков.

Работа с синонимами начинается в первом классе. Заменяю термин «синонимы» на термин «слова–друзья». Знакомство с синонимами провожу следующим образом:

- Прочитайте стихотворение:

Скажи «Родник», - и вот возник, бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом, ключ от дверей тут не причем.

- Назовите слова, которыми по-разному называют один и тот же предмет. (родник, ключ)

- Разные слова «родник» и «ключ», а называют одно и то же. Таких слов в русском языке много. Их называют «слова-друзья», что значит близкие по значению слова. Во втором классе учащиеся знакомятся с понятием «синонимы». Спрашиваю обучающихся: «Зачем люди придумали столько близких по значению слов, а наш язык вобрал их в себя и хранит?».

Чтобы решить эту задачу использую прием сравнения на конкретных примерах ряда слов. Сопоставление слов, выявление того, что лишних среди них нет, так как каждое слово заключает в себе какой-то оттенок, помогает понять, что синонимы – слова не только близкие по значению, но и немного отличные друг от друга. Поэтому их язык и хранит, позволяя нам точно выражать свои мысли. В третьих и четвертых классах важно акцентировать внимание детей на использовании синонимов в собственной речевой деятельности. Чем больше слов-синонимов знает ученик, тем точнее выражает свою мысль.

На начальном этапе работы с антонимами термин «антонимы» заменяю на термин «слова, противоположные по смыслу». Знакомство первоклассников с антонимами начинаю с приема стихотворной игры.

Докончи фразу подходящим по смыслу словом.

И нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово: «Высоко», а ты ответишь: «…» («Низко»).
Скажу я слово: «Далеко», а ты ответишь «…» («Близко»)
.

Я обращаю внимание детей на то, что в языке есть слова с противоположным значением, как бы «слова наоборот». Спрашиваю:

- Зачем они в языке? (Чтобы мы могли выражать противоположные значения).

- Подберите пары слов с противоположными значениями. (У одного человека голос громкий, а у другого … тихий. Старушка идет медленно, а молодые люди … быстро).

В дальнейшем такие игры в «слова наоборот» могут продолжаться, сочетаясь с изучением частей речи, с обучением построению словосочетаний и предложений. Знакомство с термином «антоним» даю в сравнении со словом «синоним». Дети отвечают, что у них одинаковая вторая часть. Поясняю им, что «онима» по-гречески значит «слово». Если добавить первую часть «анти», что значит «против», то получится слово «антоним».

В 3 – 4 классах учащиеся знакомятся с разнокорневыми (прибавить – отнять) и однокорневыми (присутствовать – отсутствовать) глаголами-антонимами.

Активизирует интеллектуально-речевую деятельность работа над фразеологией. Сначала идет знакомство с термином «крылатые слова». Знакомство с термином «фразеология» предлагаю детям с помощью мини-рассказа.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовались и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий включил сварочный аппарат и сварил из них одну деталь в виде буквы «Ф». Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали. Ими пользуются по отдельности и в виде временных сочетаний. Но в какой то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Вот сплав фразеологизма, слившегося из детали в букву «Ф».
( ) I Ф

ВОДА + НЕ + РАЗЛИТЬ = ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ

Лексическая работа со словом «МЕДВЕДЬ».
(Пример из этимологического словарика ученика)

1. Знакомство с лексическим значением слова «медведь».

Медведь – крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми лапами.

2. Этимологический анализ «К истокам слова».

Медведь означало «едящий мед, медоед».

3. Подбор однокоренных слов.

Медведь, медведица, медведюшка, медведиха, медведище, медвежатина, медвежонок, медвежий, медвежатник (охотник на медведей).

4. Знакомство с сочетаемостью слов.

Большой, крупный, огромный, могучий, лохматый, голодный, неуклюжий, дрессированный, бурый, белый, черный, гималайский… медведь и т.д.

5. Подбор синонимов.

Медведь - косолапый, мишка, топтыгин.

6. Когда так говорят?

Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха. Смотреть медведем – казаться угрюмым. Медвежья услуга – неумелая услуга, причиняющая только неприятность.

7. Использование пословиц и поговорок.

Два медведя в одной берлоге не живут. Кто боится медведя, тот боится и его следов. Для медведя зима – одна ночь.

8. Загадки.

Летом наедается, а зимой высыпается.

9. Работа над предложениями и текстами.

… Из лесу, из лесу из дремучего выходила медведиха со малыми детушками медвежатами погулять, посмотреть, себя показать. (А.Пушкин) Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. (В.Бианки)

Не умеет дятел петь, нет у дятла слуха,
Говорят, ему медведь наступил на ухо. (Л.Татьяничева)

Вывод.

Таким образом, данная система приемов организации словарной работы на уроках русского языка лексическими средствами способствует интеллектуально-речевому развитию обучающихся. Следствием этого является повышение орфографической грамотности учащихся в написании слов из словаря, развитие познавательного интереса обучающихся к изучаемому предмету.

Я применяю эту систему и наблюдаю следующие результаты:

  • растёт количество учащихся, называющих русский язык любимым предметом;
  • увеличиваются показатели числа участников в предметных олимпиадах различного уровня;
  • растёт количество призовых мест в олимпиадах по русскому языку.
Охрименко Елена Владимировна05.03.2017 800 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей