РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы

Темп и требования современной жизни изменились. Насущной потребностью ученика и учителя стало умение быстро находить, отбирать и перерабатывать информацию, владение в совершенстве передовыми технологиями. Многочисленные компьютеры, многофункциональные телефоны, плееры, телевизор изменили мышление подрастающего поколения, особенности восприятия мира. При всех положительных сторонах информационное и цифровое пространство зачастую не оставляют нашим детям времени не только на вдумчивое чтение, но и на обычные размышления, мечты и фантазии. Это значит, что развитие творческих способностей учащихся должно быть необходимой составляющей образования.

Само по себе знание мертво или механично, расцветает оно лишь тогда, когда человек воспринимает и применяет его творчески. Именно это и является отличительной особенностью человека. Об этом я часто говорю с учениками на уроках; они на собственном примере убеждаются в этом и соглашаются с тем, что даже трудные задания выполняются с удовольствием, если подойти к ним необычно.

Сначала варианты заданий предлагаются учителем, затем, постепенно осваивая творческий подход, ребята предлагают их сами.

Мы часто рисуем на уроках – кистью, карандашом или словом. При изучении трудных правил, мы создаем к ним иллюстрации, мини-сочинения. Например, при изучении орфограммы о – ё после шипящих и ц в корнях существительных одни составляют из слов – исключений рассказ, другие рисуют к нему иллюстрацию. Например: Прожорливый шофер ехал по шоссе и ел шоколад. Вдруг он услышал сзади шорох. Оглянулся – чопорный жокей с шомполом, на голове – капюшон!. А сбоку дороги – трущоба!.. Но он не растерялся, угостил жонглера крыжовником, и они ели его до изжоги. Такие рассказы, сопровождаемые иллюстрациями, запоминаются надолго. Тема может быть любая: антонимы, синонимы, фразеологизмы, склонения и спряжения, частицы и наречия и многое другое.

Время от времени я начинаю урок с творческой минутки, которой каждый класс придумывает свое название, например: «Широко раскрытыми глазами», «Мир вокруг нас». На 1-2 минуты класс подходит к окну, смотрит на то, что за окном, затем несколько минут каждый пишет о том, что увидел. Задание может быть таким: рассказать о том, что сегодня увидел (услышал, почувствовал) по дороге в школу. Это должен быть связный текст. Тип, стиль, тема текста выбирается самостоятельно или дается учителем. Можно это нарисовать карандашами.

В классах постарше подобного рода работа выливается в подготовку внеклассных мероприятий.

Составление различных сценариев интересно детям, заставляет их применять практически свои знания, развивает умение находить материал, отбирать его, логически выстраивать. А для того, чтобы они были интересными, надо приложить немало творческих усилий.

Продуктивными считаю такие мероприятия, в которых задействую учеников разных возрастных групп, при этом старшие разрабатывают и проводят мероприятие для младших классов. Например, учащимися 8 класса был составлен «Лингвистический бой» по теме «Лексика». Процесс подготовки стал одной из форм повторения, а для 5 класса, где проводилась игра, - формой закрепления материала.

На уроках литературы используем различные виды творческой деятельности: это и словесное рисование, и сообщения, доклады, и рассказ о событиях в произведении от имени одного героя, и многое другое.

С интересом проходят различные инсценировки:

  • инсценировка эпизода,
  • актерский монолог,
  • «молчаливая игра», когда ученик играет роль, не произнося слов; условие: это не должна быть пантомима, персонаж должен быть узнаваем,
  • стилизация: рассказ литературного героя, например, о школьных событиях; какой персонаж рассказывает должны узнать ученики.

Инсценировки делаем иногда в костюмах, иногда используем лишь значимые элементы костюма.
Последнее время осваиваем вместе с учениками составление и представление презентаций. Интересной была работа, посвященная юбилею А. Кольцова. Ребята ближе и подробнее познакомились с его творчеством, выразительно читали стихотворения, инсценировали отрывок из книги В. Кораблинова. На слайдах презентации демонстрировали фотографии Кольцовых, рисунки к стихотворениям, в качестве иллюстраций - репродукции картин знаменитых художников, цитаты из стихотворений, высказывания писателей. Работа получилась яркой и интересной.

С учащимися разных классов проводилась исследовательская работа по книге «Эртиль поэтический». Работа состояла из нескольких этапов:

  • знакомство с содержанием книги,
  • тематический анализ творчества одного из писателей,
  • анализ темы, анализ конкретных стихотворений,
  • подбор иллюстраций: репродукций картин, собственные рисунки, фотоиллюстрации,
  • составление презентации.

При работе с учениками, конечно же, развиваются способности учителя. Фраза «уча – учусь» абсолютно справедлива. Сколько новых идей возникает в совместной творчестве, в поиске новых форм работы, приходится учится чему-то новому самостоятельно или с помощью своих же учеников (например, осваивать ИКТ). Творческая работа с детьми – это стимул педагогической деятельности, радость в нашей непростой работе, способ саморазвития.

Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.