РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

Обухова Галина Петровна

«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.» Л.Н. Толстой
Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998

Самые главные ключевые слова в высказывании Кофи Аннана - образование для всех, то есть не зависимо ни от каких факторов: цвета кожи, положения в обществе, возраста и состояния здоровья.

Долгие годы наша система образования разделяла детей на обычных и детей с особыми потребностями. Таких детей не принимали в образовательные учреждения, где обучаются обычные дети. В результате получалось, что «необычные дети», выпадали из общественного образовательного процесса. много детей имеют ограниченные возможности здоровья.

В нашей системе образования общеобразовательная школа предъявляет стандартные требования к умственному, интеллектуальному и физическому здоровью учащихся. Всех, кто не соответствует им, ждет обучение в специализированных школах, профилированных по заболеваниям. Но при всех своих достоинствах специальные школы-интернаты имеют большой недостаток – они замыкают ребенка с ограниченными возможностями здоровья в узком кругу школьного коллектива, в котором все приспособлено к дефекту ребенка и не знакомит его с реалиями настоящей жизни, которые бывают чрезвычайно жестоки и к взрослому человеку, имеющими физические недостатки. В настоящее время в обществе идет процесс переосмысления своего отношения к инвалидам, признаются не только права, но и устраняются барьеры и границы на пути социального, образовательного и профессионального включения людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества. Инклюзивное образование и массовая школа… Эти понятия, на первый взгляд, абсолютно несовместимы. Но эта ситуация несправедлива. Ведь дети с особенностями развития должны иметь такие же права, должны получить такое же образование, как и их обычные сверстники.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности (включению). Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для руководителей общеобразовательных учреждений, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.

Инклюзивное образование как раз и предполагает понимание различных образовательных потребностей детей, создании оптимально комфортных условий для их обучения и предоставления «особенным детям» образовательных услуг. Ведь эти люди каждый день сталкиваются со множеством проблем, с непониманием, и они преодолевают их. Но у идеи инклюзивного образования есть и сторонники, и люди, негативно относящиеся к нему.

Противниками инклюзивного образования являются родители основного состава класса. Им кажется, что присутствие ребенка с ограниченными возможностями негативно скажется на их детях. Ведь очень многое: внешний вид, поведение «особенного ребенка», какие-то привычки будут угнетать их детей. Самое главное, что это мнение самих родителей! Ведь дети в классе наоборот стараются помогать такому ребенку, вовлекают его в совместные игры, причем очень часто вместо подвижных игр используя более спокойные и часто настольные игры, совершенно не обращая внимания на возможные увечья «особого ребенка».

Из личного опыта работы с «особенными детьми», хочется сказать, что все не так страшно. Да, конечно работа с такими детьми требует особенного подхода. Нужно уделять больше внимания именно этому ребенку, создать специальную предметно-развивающую среду (зависит от особенностей ребенка), постоянно поддерживать здоровый микроклимат в детском коллективе, вести работу с родителями и я уже не говорю о том, что нужно обязательно написать отдельную инклюзивную образовательную программу. Я уже в течении 6 лет обучаю двух братьев, находящихся на индивидуальном обучении. Причем, первый ребенок находился на обучении непосредственно в моем классе. Обучение Павла во многом проходило на интуитивном уровне, подбирались методы и приемы работы с ребенком. Да, Павел не всегда сидел на уроках, т.к. у него тяжелая форма ДЦП. С родителями и с детьми была проведена большая работа и они «приняли» Павла. Его привозили на уроки по выбору самого мальчика. Павлу очень нравилось находиться в классе среди детей. Ни одно мероприятие в классе не проходило у нас без Павлика. Когда он лежал в больнице, ребята рисовали для него рисунки, изготавливали поделки. Родители стали отмечать и новые качества у своих детей, они стали добрее. Сегодня Павел учится уже в 5 классе, а я теперь занимаюсь с его младшим братом. И сегодня я смело могу сказать, что все трудности, с которыми я столкнулась в ходе работы, оказались ничем, а главной наградой было счастливое лицо Павла и его родителей, которые видят успехи своего ребенка. Поэтому не только мы учим детей с ограниченными возможностями, но и они учат нас. Учат своим стремлением и желанием к учению и умением преодолевать все трудности, которые им дала жизнь!

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе. Инклюзивное образование (включенное образование) понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Очевидно, что большинство школ не готовы к встрече с детьми с ограниченными возможностями здоровья: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для таких детей (персональный тьютор, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях и многое другое).

Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что дает шансы и возможности для лучшей жизни. В каждой школе дети разные, есть и «трудные», дети с психомоторными расстройствами, дети из асоциальных семей, дети с ОВЗ. Самое простое, что может сделать учитель, если ребенок плохо ведет себя на уроках – это вынести на психолого-медико-педагогическую комиссию; ребенок впоследствии может получить диагноз вроде «задержки психологического развития» или будет переведен в спецшколу, где уровень преподавания ниже, программы проще. А между тем, принцип «инклюзивности» (включенности) подразумевает, что школа умеет справляться с теми, кто не вписывается в норму и создает трудности в классе. Инклюзивное образование требует более универсальных педагогических подходов и методик. В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. «Концепция образования XXI столетия»: научить познавать, научить работать, научить жить вместе, научить жить!

Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Примерами таких барьеров могут быть, как было сказано выше, существующие профессиональные установки учителей общего образования, а также негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д.

В школе обучаются дети с ОВЗ, а требования по оцениванию применяются общие, не учитывающие способности и возможности обучающихся с ОВЗ. На мой взгляд можно предложить следующее для решения обозначенных выше проблем:

  1. Провести анализ существующих программ повышения квалификации на предмет наличия разделов, касающихся переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального, инклюзивного образования;
  2. Разработать и включить в учебный план образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования курсов, разделов, освещающих вопросы интегрированного и инклюзивного образования;
  3. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития, целесообразно вводить штатное расписание образовательных учреждений общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектолога (тифлопедагога), учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, воспитателя, тьютора и координатора по инклюзии) и медицинских работников;
  4. Принятие и применение новых критериев системы оценивания обучающихся с ОВЗ.

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства-участники признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях (статья 24)»

Список литературы:

  1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование No1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 –2017 годы» [Электронный ресурс]: Президент России. – Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1613662 .
  3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. Главы из книги / Пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М., 2009.
  4. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. -М.: Просвещение, 1973.
  5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. –Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
  6. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения// Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А.А. Крылова. –СПб.: Изд-во СПб гос. ун-та 1995.
  7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. –СПб.:Питер, 2001.
  8. Ушаков В.Д. Является ли социальный интеллект интеллектом? //Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, В.Д. Ушаков и др.-М.: ИП РАН, 2004.
  9. Селезнёва Е. В. Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира//Дефектология.-No 1.-1996.
  10. Инклюзивное образование в России [Текст]: информационный сборник. –М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/
  11. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 24октября 2012г. –Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/10/24/konvencia-site-dok.html.
  12. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования [Текст]: методическое пособие. Москва, МГППУ / Отв. редактор С.А. Войтас. –М.: МГППУ, 2011.
  13. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru(дата обращения: 15.05.2014).
  14. Самарцева Е.Г. Организация инклюзивного образовательного пространства при подготовке к школе детей с особыми потребностями /Е.Г.Самарцева // Подготовка детей к школе в условиях вариативного дошкольного образования: актуальные проблемы и тенденции /Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Орёл, 2010. –С.248-251.
  15. Семаго, Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов / Под научн. ред. М.М. Семаго. [Текст]: –М.: ТЦ Сфера, 2012.
  16. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 15.05.2014)
Обухова Галина Петровна11.03.2017 1570 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей