РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль черчения в развитии пространственного мышления школьника

В последние годы предмет «Черчение» практически исчез из списка, изучаемых в школе. Частично его заменил курс «Технология», но он, увы, не может полноценно восполнить потерю.

Что позволял развить данный курс?

  • Умение пользоваться геометрическими инструментами, а, следовательно, мелкую моторику рук, которая позволяет развить не только мышцы пальцев и запястья, но и активизировать зоны головного мозга, отвечающие за речь, ведь центры, контролирующие речь и движения пальцев, расположены очень близко.
  • Развить образное мышление, пространственное восприятие объектов, что помогает ориентироваться как в двумерном так и трехмерном пространстве, среди предметов, представляя их размеры и качество.
  • Развить инженерное мышление, умение чтения чертежей, воссоздание образов предметов, их формы и конструкции.
  • Развить наблюдательность и творческие способности ребенка, позволяя представить ему образы воображаемых объектов.
  • Сформировать логическое мышление, рассматривая объект как составной, где каждая часть обладает своими свойствами.
  • Научить пользоваться справочным материалом.

При изучении курса «Черчения» ученикам объясняли различие между видами линий (основная толстая, основная тонкая, пунктирная, штрихпунктирная), проекций и даже типов карандашей. Сегодня это стало редкостью. В результате мы видим чертежи, которые не дают представления об изображаемом объекте. Также возникают сложности с рациональным использованием чертежных инструментов. Навыки владения ими приобретаются только практикой, на которую на уроках математики банально не хватает времени.

Учителя делают все возможное для решения этой проблемы: объясняют правила построения, корректируют чертежи, дают домашние задания по построению чертежей, разверток и моделей. Но заменить курс, на изучение которого раньше отводилось два года, такими мерами невозможно.

На сегодняшний момент начальная школа не всегда справляется с обучением детей начальным навыкам черчения. Развивая на уроках рисования творческое воображение ребенка, часто забывают о необходимости таких понятий как пропорциональность, точность изображения. В результате в 5 классе учителям приходится порой показывать, как правильно держать карандаш, проводить прямые, строить точки и отрезки. Небрежность геометрических построений младших школьников приводит к тому, что построенный чертеж не выполняет своих функций – являться не только иллюстрацией условия, но и помогать решить задачу. Не наблюдая полезности чертежа, ученики не осознают его необходимости. В результате ребенок воспринимает чертеж как требование учителя, а не помощь в решении задачи.

К моменту начала изучения геометрии как отдельного предмета лишь некоторые ученики способны построить правильный чертеж, представить фигуру или геометрическое тело как составной объект, в то время как мысленное «расчленение» позволяет применить для решения задачи свойства отдельных фигур и тел.

Отдельно стоит сказать о понятии масштаба. Он интересен нам не только прилагательно к геометрии, но также как инструмент исследования в географии, физике, биологии.

карт является необходимым умением для любого современного человека, а это невозможно без понимания понятия масштаба. Также это знание пригодится для сравнения любых материальных предметов в других учебных курсах.

Объемно-пространственное воображение необходимо для решения задач многим специалистам. Часто от этого зависит их профессиональный успех. Анализ геометрической формы предмета важен для любой практической деятельности. Большинство профессий потребует восприятия предметов в их объеме. Любые технические, строительные, медицинские, швейные, дизайнерские, художественные специальности предполагают пространственное воображение. И развитие его невозможно представить себе без построения образа, чаще всего – чертежа. Увидеть предмет в разрезе, построить сечения, развернуть поверхность тела в плоскостную фигуру, провести анализ графического построения, прочесть сборочный или строительный чертеж, для всего этого необходимо знание геометрии именно в практическом, т.е. чертежном, смысле.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены