РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие информационной компетентности в рамках изучения курса Основы религиозных культур и светской этики

Вахрушева Елена Александровна

Культурологический характер курса ОРКиСЭ предполагает знакомство с разными источниками информации, при работе с которыми у учащихся должно быть сформировано умение использования разных информационных ресурсов, готовность к саморазвитию. В начальной школе ребята вполне активно работают с текстом учебника, с иллюстрациями.

В рамках курса ОРКиСЭ появляется возможность использовать в качестве информационных ресурсов другие виды источников, которые помогут ученикам глубже проникнуть в изучаемые темы.

Здесь приводятся следующие факторы, влияющие на формирование информационной компетентности ученика:

Семья

Школа

Друзья

Другие взрослые

Социальная среда

Книги

Интернет

СМИ (средства массовой информации)

Рассмотрим каждый из представленных факторов в рамках изучаемого курса ОРКиСЭ.

Семья

Начиная с рождения, ребёнок получает информацию в семье. Здесь происходит знакомство с родной культурой, языком, семейными традициями. Неудивительно, что основная информация о мире в целом ребенок рассматривает с точки зрения своих родителей и других, значимых членов семьи. В семье ученик, изучающий курс ОРКиСЭ, может вынести основные ценностные установки - что делать хорошо, а что плохо, что делать можно, а что ни в коем случае. Так же в семье происходит (или не происходит) развитие религиозного сознания, а жизненный опыт родственников является важным и достоверным источником информации. В Семье школьник может узнать роль своих родных в истории своей страны, понять отношение к тем или иным культурным явлениям, получить практическую помощь в работе. Поэтому мне очень важно найти отклик у родителей, установить позитивное отношение к задачам курса. Сделать это можно через организацию родительских собраний, а так же через общие совместные проекты.

Школа

Школа для учеников – неисчерпаемый источник информации о мире. Да, курс ОРКиСЭ имеет культурологический характер, его основная задача – формирование ценностного представления о культурном наследии нашего народа. Но каждый учитель может найти в своем предмете ценностное содержание, нацеленное на формирование отношения к себе и окружающему миру. В 4 классе ученик знакомиться со многими образцами русской и зарубежной литературы, основами русского языка, началами истории, географии на уроках окружающего мира, музыки, ИЗО и другими. Комментирование усвоенного материала, определение отношения к каждой изученной теме формирует полноценного субъекта школьной жизни. Эти знания могут стать источниками информации, помогающие в работе над выбранной проблемой.

Друзья

Значимая социальная группа в жизни каждого ребенка. Младший подростковый возраст связан с формированием групп в классном коллективе, определением неформальных лидеров. Группы объединяются по интересам, по месту жительства и т.д. Социальный опыт, приобретенный одним учеником, особенно лидером группы, становится ценностно-значимым для всех остальных участников этой группы в силу возрастных особенностей развития младших подростков.

Другие взрослые

Ещё один интересный фактор влияния на ребенка. Взгляд другого человека на актуальные для ученика процессы и явления интересен и важен тогда, когда этот взрослый имеет прямое отношение к изучаемой проблеме. В рамках курса ОРКиСЭ возможны встречи и интервью с людьми различных религиозных конфессий, людьми, придерживающихся разных религиозных и культурных взглядов. Анализ такого источника информации позволяют выявить противоречия, несоответствия между изучаемыми явлениями, а, значит, ученики получают возможность более полно раскрыть изучаемую проблему.

Социальная среда

Значимое социальное окружение ученика, необходимое для установления своего личного статуса в обществе. Здесь ребёнок усваивает разные социальные роли, как положительные, так и негативные. Так, он может быть не только сыном и школьником, но и соседом, покупателем, пассажиром, пациентом, просто прохожим мимо какой то острой ситуации, свидетелем происходящего. Именно в рамках курса, на уроках, говорящих о милосердии, сострадании, экологических катастрофах и др., ученик может стать внимательным членом общества. Знакомство с реальной жизнью поможет ему стать гражданином, неравнодушным к проблемам общества.

Книги

Текст учебника. По каждому из модулей разработан свой учебник, содержащий интересный, познавательный материал.

Художественная литература. По модулю «Православная культура» можно использовать цикл книг для детей о духовно – нравственном состоянии современных детей, разработанный школой Б. Ганаго. Цикл включает такие сборники: «Небесный гость», «Навстречу детским сердцам» и другие.
Сказки, былины и т.д. В школьной библиотеке можно найти такие книги серии БМЛ: «Литературные сказки народов мира», «Поэзия и эпос народов мира», «сказки народов Востока» и т.д. Русские народные сказки, сказки А.Пушкина, Жуковского и другие.

Справочная литература, энциклопедии. В нашей школьной библиотеке ребята могут познакомиться с такими энциклопедиями: «Большая энциклопедия школьника», «Что такое?», «Кто такой?», энциклопедическими сериями «Иллюстрированная мировая история», «История России», «Штрихи времени» и т. п.

В книгах же содержится информация иллюстративного характера:

  • картины (скульптура, графика, живопись, барельефы)
  • фотографии (имеющие отношение к традициям других культур, личные и семейные фото)
  • рисунки (детские, авторские, юмористические, карикатуры)

Интернет

Здесь открываются огромные возможности для исследований. С помощью поисковика любой ребёнок может получить информацию по любому интересующему вопросу. Нужно только корректно и точно задать вопрос. Однако здесь для ученика возникает трудность в умении критически подходить к этой информации, отделять нужное от «информационного» мусора. В этом обязательно должен помочь учитель. Для первоначального ознакомления я рекомендовала бы следующие сайты: mircultur.ru;
kulturologsti.ru ; tvkultura.ru

СМИ (средства массовой информации)

Мы живем в информационном обществе. Средства массовой информации позволяют ориентироваться в современном мире, получать самую свежую информацию.

  • Периодическая печать.

«Зернышко», «Фома», «Воскресная школа» - религиозного содержания; «Вокруг света», «Мир культуры» (а так же его электронный вариант), «Культурное наследие» - познавательно - культурного содержания; «Тагильский рабочий», «Машиностроитель» - местные газеты (здесь, например, можно познакомиться, как в Нижнем Тагиле отмечаются религиозные праздники разных культур: Крещение, Пасха, Сабантуй и др.)

  • Радио.

Интервью с известными культурными и религиозными деятелями позволят найти нужную информацию, а также поможет научиться на примере конкретного интервью самим ребятам составлять вопросы. Важным условием является наличие радиопрограммы.

  • Телевизор

Существует много разных телевизионных каналов, содержащих живой познавательный материал для исследования. Телеканал «Культура», «Карусель», передачи, где главные герои путешествуют по разным странам и знакомятся с культурными традициями разных народов, передачи типа «Хочу все знать» и много других. Здесь же можно увидеть экранизации сказок, мультфильмы, рассказывающие о разных культурах (русские народные сказки, «Волшебная лампа Алладина», «Золотая антилопа», «Халиф – аист», «Желтая цапля» и др. Для начала работы с этим источником информации также необходимо заранее ознакомится с программой телепередач.

Для этого необходимо познакомить обучающихся с многообразием существующих источников. В начале работы с четвероклассниками необходимо выработать у них умение формулировать информационный запрос, т.е. ученик должен указать, какая информация необходима для решения той или иной задачи, что из этого ему уже известно, а что требует изучения и проверки. Во время таких обсуждений обучающиеся знакомятся с разнообразием источников и начинают понимать, для решения какого рода вопросов к источникам какого типии лучше обратиться: книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиа-издания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Цель – задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо останавливаться на достоверности источников информации.

При подготовке учащихся к презентации необходимо обратить внимание четвероклассников на нормы публичной речи и понятие регламента. Когда ребята начинают ориентироваться в пространстве презентаций, необходимо обсудить с ними не только структуру его выступления, но и средства, с помощью которых он может сделать эту структуру ясной для аудитории. Здесь открываются самые широкие возможности для поиска жанров и организационных форм презентаций. Это могут быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация и т.д.

Информационная компетентность сегодня – необходимый компонент жизни современного человека. Поэтому учитель должен использовать любую возможность на материале урока, тем более такого интересного (а в рамках курса Основы религиозных культур и светской этики других и не бывает), развивать умения работать с информацией.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.