РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность как фактор развития исследовательских способностей младших школьников

В последние время для перехода на новый федеральный государственный стандарт образования предлагается большое разнообразие инноваций как в традиционной классно-урочной системе, так и вне ее. Все инновации отталкиваются от запросов современного общества. Перед школой стоят новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение эти знания применять во всевозможных ситуациях. Поэтому актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности.

Метод проектов - один из современных методов обучения, который эффективно используют в своей работе многие учителя.

Я выбрала метод проектов по нескольким причинам:

  • Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
  • Во-вторых, потому что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
  • В-третьих, потому, что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Поэтому я уже на протяжении нескольких лет работаю по проектной деятельности и в 2012 году я на уровне школы обобщилась по теме: «Проектная деятельность в начальной школе».

Проекты в начальных классах – это трудно? Да. Это проблематично? Да. Так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки можно поспорить по факту, так как: каждый ребенок изначально обладает исследовательским интересом. Каждому свойственно стремление узнать что-то новое и полезное для себя.

Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами.

С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.

При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

ШКОЛА-ДОУ

Начиная с детского сада ребенок через поисковую деятельность вовлекается в различные ситуации, сам того не подозревая, решает разнообразные задачи и проблемы, которые помогают ему развиваться всесторонне. Воспитатели дошкольных учреждений применяют элементы проектной деятельности в виде: вопросов, развивающих логическое мышление, моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, опытно-исследовательской деятельности, решения кроссвордов, шарад, головоломок и даже пробуют составить проекты совместно с родителями.

В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника, первые ростки проектной деятельности и развивает накопленный им потенциал.

Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).

Что такое проект?

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед),

  1. совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
  2. Предварительный текст какого-либо документа.
  3. Замысел, план.

Что такое учебный проект?

Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

Выполнение проекта - это проектная деятельность.

Каждый проект - вполне реальное дело для ученика: он знает цели,может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить к ним свои силёнки и составить план своей несложной работы.

Цели проекта.

  1. Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
  2. Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
  3. Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
  4. У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
  5. Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
  6. Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
  7. Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

Для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Проектная деятельность оказывает влияние на следующие группы умений:

Компетенции, формируемые уроками-проектами:

  • Исследовательские (умение генерировать идеи и выбирать лучшее решение);
  • Коммуникативные (умение сотрудничать в ходе работы со всеми участниками процесса);
  • Оценочные (умение правильно оценить свою работу и деятельность других );
  • Информационные (умение самостоятельно добывать, обрабатывать и сохранять информацию); • Презентационные (умение держать себя перед аудиторией);
  • Рефлексивные (умение оценить результативность работы, свою роль в общем деле);
  • Менеджерские (умение планировать работу, принимать решения, справляться с обязанностями при выполнении коллективного дела) и др.

Проекты классифицируют по количеству участников, по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов.

По количеству участников:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников);
  • школьные (внутри одной школы);
  • региональные;
  • российские;
  • международные.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности выполнения проекта:

  • краткосрочные (несколько уроков);
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

  • Практико-ориентированный проект.
  • Исследовательский проект.
  • Творческий проект.
  • Ролевой проект.
  • Прикладной проект.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо соблюдать этапы работы.

Этапы работы методом проекта.

  1. Подготовительный.
  2. Планирование.
  3. Исследование.
  4. Защита проекта.
  5. Презентация проекта.
  6. Рефлексия.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача.
  • Экскурсия.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

  • кратко, полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта;
  • демонстрировать понимание проблемы проекта;
  • анализировать ход поиска решения;
  • демонстрировать найденное решение;
  • анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
  • проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы;

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности школьников, формируя ее положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется чувство удовлетворения от достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет на личностное самоопределение ребенка. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям, что соответствует требованиям ФГОС.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены