РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности работы с одаренными детьми на уроках самопознания

Работа с одаренными детьми с одной стороны – одно из приоритетных направлений в деятельности любого учителя, но с другой стороны – очень сложная и ответственная система работы учителя над собой, над материалом, с детьми. Но мы на уроках стараемся создавать творческую среду для развития одаренности, поэтому наши одаренные дети имеют такие высокие результаты в различных областях знаний. Хочется надеяться, что реализация эффективного подхода к обучению одаренных и талантливых послужит на благо всей школы и в целом, общества. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

У каждого человека свой путь самопознания и духовного самосовершенствования. У кого-то это медленный подъем по ступенькам к порталу своего Я. У кого-то – более «лёгкое», в плане понимания, движение в пути, без длительных остановок. А у кого-то, озарённое, просветлённое состояние ума, наступает почти мгновенно, когда личность человека начинает вникать в ценности мирских взаимоотношений. Гармоничное взаимоотношение с людьми включает совокупность психологических особенности человека. Это его духовно-нравственное восприятие, само оценивание себя и жизненные ценности.

Процесс самопознания на уроке развивается постепенно, часто неосознанно. Самопознание – не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. Поэтому уроки самопознания дают толчок к размышлению о себе, о своих качествах в характере, возможностях. Результативность урока в основном зависит от методов и форм преподавания. Так как самопознание один из нетрадиционных видов урока она характеризуется разнообразными формами и методами урока. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы доверчивости, понимания, психологического комфорта, взаимоуважения и поддержки.

Личность школьника формируется в сложной системе отношений, которые складываются у него с окружающими людьми. Проблемы урока, как правило, вытекают из жизненной практики и ситуаций, которые нужно решить с помощью беседы, обогащая опыт ребенка. На занятиях мы говорим о честности, порядочности, ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей. Так у ребят формируются моральные принципы, закладывается система ценностей. Каждый ученик пытается проявить себя, свои способности и лучшие качества. Они с большим желанием разыгрывают сценки, моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Зная правила ведения дискуссии, ученики умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнениям других.

Я применяю различные виды нестандартных уроков: «Уроки-размышления», «Уроки-дискуссии», «Уроки творчества», «Уроки на природе», «Уроки-конкурсы» и т. д.

Особое место на занятиях занимают игры, стимулирующие школьников к активным ценностным действиям.

На уроках обязательно даю упражнения «Позитивный настрой», «Минутка тишины», «Концентрация на свете», «Путешествие в подводное царство», «Прогулка в лесу», «Концентрация на дыхании» и другие. Они благотворно влияют не только на здоровье, но и на успеваемость ребенка. Есть важные моменты, которыми руководствуюсь при подготовке и проведении нестандартных занятий. Во-первых, не ставлю оценок, так как каждый ребенок проходит путь осмысления по-своему. Кто-то может правильно понять тему, душой откликнуться на поставленный вопрос, но при этом не может найти подходящих слов для выражения своих мыслей. Поэтому стараюсь не спешить давать оценку ему сразу. Ведь, похвалив одного ученика и раскритиковав другого за ответ, мы можем развить комплекс неполноценности у одного и гордыню у другого. А это никак не входит в задачи подобных уроков.

Лучший метод – чуткое отношение к любому мнению, одобрение каждого высказывания и совместное обсуждение всех вариантов ответов. Второй момент – свобода и время. При обсуждении вопросов даем полную свободу и достаточное время для обдумывания. Ведь речь идет не о получении учителем правильного ответа.

Возникновение споров и несогласие учеников с какой-то идеей вовсе не означает, что урок не состоялся. Еще один момент – связь с жизнью. Уроки обретают гораздо большую ценность, если его темы напоминают определенные жизненные ситуации. Иногда беседуем на примере чьей-то семьи, их взаимоотношений с родными, соседями, знакомыми или за основу берем сюжет рассказа, легенды и даже сказки, и это помогает ученикам более глубоко понять тему занятия. Такой урок-это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Считаю, что в Назарбаев Интеллектуальных школах созданы все условия для распознания и развития одаренных детей: организовано дополнительное образование, проводятся кружки по интересам, мероприятия воспитательного и познавательного характера. Ученик, прошедший конкурс в нашу школу, уже одаренный, но интересы и возможности у всех не одинаковы: кто-то с легкостью и быстро выполняет задание, другой чуть «запаздывает», но дает результаты не хуже. Современный учитель должен понимать, каким образом одаренные ученики работают, думают и чувствуют, как с точки зрения учителя-практика, так и учителя-исследователя.

Нравственно-духовное образование детей и молодежи – одна из основных стратегических и приоритетных задач развития современного казахстанского общества. Я рада и счастлива, что веду уроки по предмету «Самопознание». Хочу, чтобы мои ученики выросли уверенными в себе, грамотными и порядочными гражданами страны.

НИШ ХБН Атырау учитель самопознания Мухамбетгалиева Айгуль Сериковна

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены