РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Круглый стол с педагогами среднего и старшего звена "Пути эффективного учебного взаимодействия"

Круглый стол с педагогами среднего и старшего звена

Тема: «Пути эффективного учебного взаимодействия»

Цель: способствовать формированию у  педагогов установки на эффективное взаимодействие  в ходе образовательного процесса.

Задачи:

  • Апробировать способы регуляции поведения учителя;
  • Проанализировать результаты анкетирования учащихся 5-11 классов школы «Учитель моими глазами»;
  • Презентовать типологию учителей;
  • Выявить приёмы работы на уроке, способствующие эффективному взаимодействию учителя и учащихся;
  • Способствовать совершенствованию аналитических навыков учителей.

План мероприятия:

  • 1. Актуальность
  • 2. Блок «Педагог-педагог»

    А) понятийный аппарат;

    Б) пути эффективного  взаимодействия учителей;

  • 3. Блок «Педагог – ученик»:

    А) пути эффективного взаимодействия  учителя и учащихся;

  • 4. Кодекс учителя;
  • 5. Работа в группах;
  • 6. Принятие решения.

Часть 1.

ФГОС ООО ориентирован, прежде всего, на организацию субъект-субъектных (S-S) взаимодействий, в которых и учитель, и ученик являются субъектами, сотрудниками в совместной познавательной деятельности. Субъект во взаимодействии в целом - носитель активных действий, источник воздействия. Учебное взаимодействие реализуется в первую очередь в урочной деятельности. Продуктивность учебного взаимодействия характеризуется выстроенной системой целенаправленного, согласованного общения, поведения и деятельности учителя и учащихся, основанной на взаимопонимании и взаимной поддержке и ведущей к достижению значимых личностно-деятельностных индивидуальных и групповых преобразований субъектов взаимодействия.

 

 Часть 2. «Педагог- педагог»  (познавательное взаимодействие)

Ведущей целью познавательного взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Взаимодействие педагогов как участников образовательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач.

Взаимоотношения в коллективе зависят от уровня организации совместной деятельности, личного примера руководителя, сознательности, чувства долга, убеждений и мировоззрения. Познавательное диалогическое взаимодействие между педагогами строится на личностном равенстве субъект-субъектных отношений. Для этих отношений характерно:

  • Центрация не только на своих по­требностях, но и на потребностях коллег-педагогов, их конвергенциях;
  • Накопление потенциала согласия, сотрудничества. Свобода дискус­сии, передача норм и знаний, как личностно пережитого опыта, требующего индивидуального осмыс­ления;
  • Стремление к творчеству, личному и профессиональному росту, импровизационность, эксперимен­тирование.

Результатом оптимально организованного и выстроенного  познавательного взаимодействия  в рамках профессионального становления педагогов является:

  1. Самоуправление и контроль за поведением, формирование качеств, необходимых профессии, способствующих личному успеху и продвижению.
  2. Координация поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими.
  3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их взглядам, убеждениям, мнениям.
  4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, попытаться понять, что движет другим человеком.
  5. Способность к сочувствию, сопереживанию.

Часть 3. «Педагог– ученик» (учебное взаимодействие)

Предлагаем обратиться к процессу педагогического взаимодействия «Педагог– ученик» и остановиться на способах и приемах, помогающих строить эффективную работу с учащимися. Надо заметить, что учитель постоянно находится в поиске способов, которые оказывают позитивное влияние на его взаимодействие с учеником в частности и класса в целом. При этом отбор осуществляется с учетом трех основных сфер воздействия:

  • Урок
  • Воспитательное дело
  • Индивидуальная беседа.

Для эффективного взаимодействия с учащимися педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих ключевых положений:

1. Урок должен быть освобождён от страха: никто никого не боится и никто никого не пугает. Вместо страха в основу урока должна быть положена открытость педагога. Приёмы:

  • Начало урока: «Добрый день, ребята! Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами».
  • Актуализация: объяснение актуальности через жизненный пример.

2. Создание ситуации успеха на уроке с целью формирования положительного отношения к учению.  Примеры - установки:

  • Опрос-выяснение позиции или мнения по проблеме: «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать как не надо делать».
  • Контрольная работа: «Контрольная работа проста. Этот материал вы знаете. Подобные задания мы выполняли с вами не раз».
  • Авансирование результата (объявление о положительных результатах до того как они получены): «У тебя, конечно же получится», «Я уверен, вы с этим  справитесь и справитесь хорошо».
  • Персональная исключительность: «Именно у тебя получится, ты же…», «Именно ваш класс должен хорошо справиться с заданием: вы серьезно и вдумчиво работали всю четверть».
  • Высокая мотивация предлагаемых действий: «Это нам всем очень полезно…»
  • Скрытая инструкция (указатель на операцию, которая может стать опорной для ребенка в исполнении заданного): «Тут главное, как ты помнишь…».
  • Оценивание (акцент на детали): «Особенно удалось вам вот это…», «Вот эта часть неплохо…». Фактически полученная отметка выступает не только оценкой знаний, но и служит социальной оценкой личности: определяет положение ученика в школе, в классе; устанавливает иерархию сверстников; во многом определяет дальнейшую судьбу выпускника. Если оценка, выставленная учителем, не соответствует ожиданиям обучающегося, то во взаимоотношениях в системе «педагог - ученик» может возникнуть конфликтная ситуация. Показатели успеваемости нередко служат поводом для подобных ситуаций в межличностных отношениях с учителями. Примечательно, что среди отличников больше половины испытывают антипатию к учителям. Вероятно, критическое отношение к учителям связано с конфликтами из-за ошибок, которые имеют большое значение для этой группы учащихся. Наиболее спокойные и ровные отношения с учителями у хорошистов и тех, кто имеет тройки. С другой стороны, ученики четко фиксируют зависимость отношений учителей к ученикам от оценок, отмечая тот факт, что оценки отчасти влияют на это отношение, а большая часть учеников полагает, что оценки значительно определяют отношение.
  • Ситуация неуспеха (данную методику может применять  только профессионал): «Все как прежде. Ни шагу вперед. Топчемся на месте. Кончилось время первых уроков. Вы уже умные и сильные, но последние результаты…»

3. Учитель создает мизансцену урока, обозначающую внешне спектр реальных отношений в каждый отдельный момент урока:

  • Контрольная/самостоятельная работа: автономность и изолированность каждого ученика с целью его индивидуальной сосредоточенности.
  • Контроль домашнего задания/учитель сидит с детьми, он среди слушателей.
  •  Решение учебной задачи: учитель в стороне направляет дискуссию.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога  профессиональных навыков общения могут укорениться и въесться в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей делать себе определенную установку.

Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом - умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

 

ЧАСТЬ 4. ЗАДАНИЯ  ГРУППАМ

Коллеги, предлагаю вам обратить внимание на памятки у вас на столах. Вам дается пять минут на ознакомление с ними. Просьба по ходу чтения выделить из предложенного те пункты, которые свойственны вам как учителю, и те,  которые наблюдаются в вашей деятельности редко или вообще для вас не характерны.

Задание №1. А сейчас, опираясь на памятки, материал круглого стола и свой опыт работы, в группе выработайте кодекс поведения для педагога нашей школы, состоящий из пяти пунктов. При этом учтите, что он должен быть ориентирован на взаимоотношения «педагог - ученик». Будьте готовы презентовать результаты своей работы.

Задания №2.

  1. Составьте список приемов и форм работы, которые поднимают ваше настроение.
  2. Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность и усталость.
  3. «Одна фраза». Предлагается в одном предложении сформулировать установку на работу.

Задания №3.

  • Предлагаю вам выбрать и назвать одного из  учеников своего класса, которого они  считают трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.
  • Педагогам предлагается подумать и рассказать, чему они учатся, работая с данным учеником, что добавляет в их профессиональный багаж взаимодействие с ним.
  • Принимая во внимание тот факт, что урок является центральной формой взаимодействия учителя и ученика, я предлагаю вам рассмотреть типичные ситуации, которые могут иметь место на уроке, на которых между учителем и учеником вышло разногласие, трение и т. д. по вине учителя, или ученика, или группы учащихся, или всего класса в целом, или с обеих сторон.

 

Ситуация

Степень вины сторон

Пути решения проблемы

Пути предупреждения проблемы

Учитель вызывает ученика к доске. Тот пререкается, отказывается выходить.

 

 

 

Ученик входит в класс, извиняясь за опоздание. Учитель не пускает его в класс, отправляя ученика туда, где он задержался.

 

 

 

Учитель ведет урок. Учащиеся не слушают материал, разговаривают, переписываются, зная что учитель не повысит голоса и не сделает серьезных замечаний.

 

 

 

Рекомендации по итогам круглого стола:

  1. Изучить потребности учителей в русле релаксации и конфликтологии.
  2. Продолжить работу по изучению взаимоотношений классов и учителей, которые получили низкие оценки по результатам анкетирования.
  3. Провести заседания ШМО по  результатам анкетирования,  выявить проблемные зоны и причины их появления.

 

ПАМЯТКИ

Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования

  1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
  2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
  3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
  4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.
  5. Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
  6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренни в своём признании и щедры в похвалах.
  7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
  8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легкоисправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легковыполнимым.
  9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

 

10 заповедей воспитания В.А. Караковского:

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.
  • Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
  • Воспитание без уважения – подавление.
  • Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.
  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь: при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
  • Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».
  • Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

 

Что надо не забыть, если хочется устроить радостную и добрую жизнь? (10 заповедей Симона Соловейчика)

  1. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают всё время.
  2.  Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе получится.
  3. Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы 10 минут.
  4. Для проведения творческих дел не обязательно самому быть ведущим, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.
  5. Все командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.
  6. Любое дело не только сообща делается, но и организуется.
  7. В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.
  8. Каждое дело нужно обсуждать в общем кругу. С того начинается всё.
  9. Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще нужно больше разговаривать – меньше придется кричать на них.
  10. В общем деле все в ответе за всё. И каждый – самый главный.

 

Памятка учителю

  1. Нужно сознавать, что школа – часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований.
  2. Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог прочных контактов с воспитанниками.
  3.  Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
  4. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
  5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной сомопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но не назойливо.
  6. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителей, коллеги, становиться на их сторону.
  7. Увеличение речевой деятельности учеников за счёт уменьшения речевой деятельности учителя – важный показатель мастерства общения учителя.
  8. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
  9. Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.