РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ключевых компетенций через реализацию внеурочной деятельности «Страна мастеров»

Творчество является нормальным
и постоянным спутником детского развития.
Выготский Л.С.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема сегодняшней научно – практической конференции «Актуальные проблемы воспитания и дополнительного образования и учащейся молодежи» является наиболее интересной.

Так как сегодня дополнительное образование является составной частью общего образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Я работая в школе учителем технологии считаю главной своей задачей развивать творческие способности каждого ребенка, активизировать его творческий потенциал, который наиболее полно раскрывается при использовании декоративно прикладной направленности, что развивает художественно-творческое мышление и воображение младшего школьника. Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлече¬ний, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делал выбор, свободно проявлял свою волю, раскрываясь как личность.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. В рамках введения ФГОС второго поколения чтобы подготовить школьника, владеющего технологической культурой, готового к преобразовательной деятельности, к творческому подходу решения любой задачи позволяет возможность внедрения в школьную программу - внеурочную деятельности.

В 2011 – 2012 году мною была разработана и составлена рабочая программа внеурочной деятельности «Страна мастеров» общекультурной направленности. Поэтому тема моего выступления является формирование ключевых компетенций через реализацию внеурочной деятельности «Страна мастеров». К основным ключевым компетенциям относятся: ценностно – смысловая, общекультурная, учебно – познавательная, информационная, коммуникативная, социально – трудовая, личностная компетенции и достоинством внеурочной деятельности является то, что на разных этапах обучения в рамках освоение программы «Страна мастеров» формируется ряд ключевых компетенций, которые направлены устойчивое развитие воспитательных результатов.

Целью моей работы является развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через декоративно- прикладное творчества.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства
  • развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; ознакомить с основами проектировочной деятельности;
  • сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
  • научить работать с природным материалом, картоном, соленым тестом;
  • выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
  • организовать творческого общения в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе.

Основными направлениями деятельности программы является учебная, воспитывающая и развивающая деятельность.

В процессе обучения используются следующие формы занятий:

  • комбинированное учебное занятие,
  • вводное занятие,
  • экскурсия,
  • выставка,
  • мастер-класс.

Проведение мастер-класса способствует развитию инициативы, формирует чувство ответственности, помогает создать единый коллектив.

Технологии реализации программы «Страна мастеров» заключается в:

  • использование современных техник декоративно – прикладного творчества (декупаж, квилинг, папье-маше, теснение, торцевание, штамповка)
  • современных технологий ( компьютерных, проектный метод,) для более качественного усвоения материала
  • дизайн в сети интернета (авторский сайт учитель технологии)

При реализации программы «Страна мастеров» используются следующие методы:

  • словесные (беседы, викторины, рассказ учителя);
  • наглядные (просмотр репродукций, слайдов, фото-сюжетов, образцов изделий мастеров народного творчества, материалов методического и выставочного фонда ДДТ);
  • практические (изготовление наглядных пособий, образцов изделий для постоянно действующей выставки в учебном кабинете, для оформления интерьера класса, квартиры);
  • проведение занятий-праздников, выставок, конкурсов, других массовых мероприятий как формы сотрудничества с другими коллективами школы;
  • участие в мероприятиях, выставках города и района

Программа рассчитана на учащихся 1–4 классов (6–10 лет). Сроки реализации четыре учебных года. Особенностью этой программы является многоуровневость обучения – первый, второй и третий уровни, на которых не только ставятся новые задачи \, но и усложняется использования техник и материала. Программа имеет художественную направленность и составлена на основе « Программ внеурочной деятельности» Д.В. Григорьев серия « Работаем по новым стандартам» Просвещение 2011.

Ожидаемые результаты программы:

Реализация программы позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от создания, сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы у детей развивается чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер, воспитывается наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе вещей.

На первом уровне (1-2 класс) у учащихся идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения, заложенного в программе объема знаний, на опыте приобретенном ребенком в детском саду. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом учащиеся, перенимая опыт, приобретают начальные умения.

Применяется традиционная техника: аппликация, мозаики из круп, оборотная мозаика из пластилина.

Техника «Обрывная аппликация» «Кот и нитки»

Второй уровень (3 класс) направлен на развитие функциональной грамотности, то есть овладение умениями и навыками, имеющими значение для учебной деятельности.

Учащиеся применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи. Все работы на этом уровне усложняются. Обучающиеся выполняют более сложные и «тонкие» работы. Как пример техника торцевания в работе, с которой необходимо терпение и усидчивость. Хороший пример такой работы, знакомство с техникой торцевания.

Техника «Торцевани». Для выполнение этой техники используют материал: крепированая бумага, гафрированная бумага.

Аппликация одна из традиционных техник, но трудоемкая.

Материал: яичная скорлупа. Развивает у обучающихся мелкую моторику рук.

На втором уровне обучающиеся будут формировать начальную общекультурную компетентность то есть качества личности, соответствующие базовым ценностям общества На данном этапе обучающийся осваивают новые виды деятельности

Третий уровень предполагает решение таких задач, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии, работа нам проектами. Уровень направлен на формирование креативных компетентостий.

Воспитание и развитие коммуникативных качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, это достижение личностных результатов обучающихся в рамках освоении программы внеурочной деятельности «Страна мастеров».

Примером может послужить проект «Пришла весна» в технике аппликации из ладошек. С помощью атмосферы взаимовыручки, сотрудничества ребята «передавали» тепло своих маленьких ладошек на бумагу и вырезали по контуру. Затем разбившись на группы, собирали «ладошки»- бумажные элементы в объекты.

Проект «Пришла весна» не единственный коллективный проект по оформлению школы. Обучающимися в « Стране мастеров» успешно освоена техника бумагопластики. Ребята научились скручивать розы из бумаги, а затем собирать их в композиции.

Оформление классного кабинета, школы - практический метод освоения программы «Страна мастеров» и практическое применение результата деятельности детей.

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применение, как в рамках образовательного процесса, так и реальных жизненных ситуаций это достижение метапредметных результатов.

  • Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
  • Коммуникативные: навыки сотрудничества.
  • Познавательные: работа поэтапно ( с учителем), по образцу, по технологической или инструкционной карте, использование знаково -символических средств. Операции сравнения и анализа.

Хорошим примером формирование метапредметных результатов на занятиях является работа в технике лепка. Учащимися осваивается комплекс задач поставленных учителем.

Начинаются занятия с изучения рецептуры пластической массы – соленое тесто.( познавательные навыки). Затем ребята оказывают помощь учителю в замесе соленого теста и раздачи всем обучающимся приспособлений для лепки и самой массы.( коммуникативные навыки)

Работа поэтапно или по образцу. ( познавательные навыки)

Получение элементарных пространственных и геометрических понятий во время лепки простых деталей , например « Ребята нужно скатать колобок, затем приплюснуть его и образовать плоскую лепешку в виде ровного кружка. ( познавательные навыки)

Исправление ошибок и коррекция собственных работ, анализ и самоконтроль во время занятий лепкой ( регулятивные навыки)

Занятие лепка из соленого теста «Маска».

Задача: сформировать овал лица, глаза , нос, рот и прическу из соленого теста.

Предметные результаты: Доступные по возрасту начальные сведения технологиях, техниках декоративно- прикладного творчества, технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно преобразовательной деятельности, первый опыт в творческой и проектной деятельности.

Один из примеров формирование предметных результатов у «жителей» «Страны мастеров» являются занятия с тканью.

Занятие «Северная Берегиня» из лоскутков ткани обучающиеся выполняют куклу по всем правилам выполнения обрядовых изделий без единого шва.

Занятие «Игольница-шляпка» - большую фантазию ребята проявили в этой работе .

Многие ребята испытывали трудности. Находили ошибки или погрешности в работе и исправляли их. Ребята, которые обладают хорошими навыками работы помогали и корректировали работу других ребят.

В итоге получились хорошие работы.

В этом учебном году наша творческая команда попробовала свои силы в районном конкурсе, организатором которого был Корсаковский хлебокомбинат. Тема конкурса нам показалась очень интересной: «Хлеб – всему голова». Второклассники принялись за дело: лепили из соленого теста булочки, рогалики, крендельки.

В результате получилась коллективная работа: Подарочная тарелка и панно.

Работы заняли первое место в конкурсе.

Реализуя внеурочную деятельность в течении двух лет сегодня я могу говорить не только о положительных сторонах, но и проблемах.

  1. Внедряя внеурочную деятельность разработаны, примерные программы внеурочной деятельности но, к сожалению учебно-методических пособий, разработок, методических рекомендаций для педагогов недостаточно. Хотелось бы, чтобы пополнился учебно-методический комплекс для организации внеурочной деятельности.
  2. В связи с тем, что запрос обучающихся на внеурочную деятельность общекультурного направления и их родителей растет, школы испытывают дефицит кадров. В образовательном учреждении недостаточное количество необходимых специалистов, поэтому одним из способов решения данной проблемы это привлечение педагогов дополнительного образования.
  3. Недостаточная методическая подготовка педагогов для освоения внеурочных программ ФГОС.
  4. Материальная – техническая обеспеченность это одна из основных проблем преподавания внеурочной деятельности. Современные подходы в преподавании предполагают наличие, у учителя современных инструментов и материалов. Чтобы охватить весь спектр новейших техник в декоративно- прикладном творчестве необходим достаточный перечень инструментов, приспособлений и материалов.
  5. Перегруженность детей
  6. Понимание молодых родителей в важности и необходимости внеурочных занятий ФГОС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внеурочная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, обогащает его личный опыт, способствует развитию у обучающихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, ребенок приобретает необходимые ключевые компетенции.

Сколько радости получают дети от сделанной своими руками куклу, закладки, игрушки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков, сувениров для родителей, друзей, младших ребят. Умелые руки и фантазия творят чудеса! У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Я строю процесс обучения творчеству так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Дети которые приходят на мои занятия чувствуют себя очень уверенно. В «Стране мастеров» они МАСТЕРА И МАСТЕРИЦЫ

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.