РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Творческое проектирование с элементами компьютинга

В. И. Владарский
ГБОУ ЛНР Стахановский колледж
технологий машиностроения

В основе метода творческого проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления.

Среди основных проблем нашего образования является проблема качества, как определяющая основа формирования интеллекта личности, ее развития, подготовленности к успешной конкуренции молодежи в современном мире. Подготовка современного специалиста в условиях рыночной экономики должна отвечать целому ряду требований: умением самостоятельно выполнять и обновлять знание, ставить проблемы, творчески мыслить, принимать оригинальные решения в нестандартных ситуациях, быть социально-активной личностью.

Нестандартные формы уроков в значительно большей мере оставляют яркий след в памяти учащихся, дают возможность отойти от шаблонов в проведении уроков, предают привлекательность, неповторимость, «изюминку» обучению. Переориентация учебного процесса от авторитарного объяснительно-иллюстративного обучения к личностно-ориентированному, развивающему обучению содействует тому чтобы педагогический коллектив использовал в учебном процессе активные формы и методы обучения, которые содействуют овладению знаниями, критическому мышлению, развития творческой инициативы и умению использовать знание в нестандартных ситуациях.

Мной были выбраны несколько активных и интерактивных форм обучения – это игровое проектирование и групповая форма обучения, объединение которых в одну стройную систему с применением соответствующего аппаратного и программного обеспечения получает на данном этапе развития информационных и мультимедийных технологий новое направление – компьютинг.

Использование термина компьютинг достаточно широкое, емкое хотя и редко используемое, одно из направлений – это проектная деятельность в том числе и творческое проектирование с использованием всех возможностей которые предоставляет компьютерная техника.

Метод творческого проектирования – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (самостоятельно путем самообразования).

В моем случае это урок, ориентированный на реализацию предпринимательских идей, то есть реализация PR-проекта по презентации профессии Мастер по обработке цифровой информации с помощью стандартных программ Microsoft Office – Microsoft WORD (описание профессиограмы и ее текстовое оформление понятное для будущих абитуриентов с учетом всех правил компьютерного дизайны), Microsoft EXCEL (наглядное представление с помощью диаграмм мониторинга достижений учащихся), Microsoft ACCESS (база данных содержащая все достижения учащихся с необходимой структурой запросов), Microsoft Power Point (мультимедийная презентация как итог реализации PR-проекта).

Преподаватель в ходе проектирования выполняет роль независимого консультанта, отвечая на возникающие у учащихся вопросы. Меняется и роль учащихся в обучении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Метод творческого проектирования позволяет в группе формировать у учащихся умения работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

Преподаватель в ходе проектирования выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержании обучения, а на процессе применения имеющихся знаний. Следует подчеркнуть, что учащиеся свободны в выборе образов и видов деятельности, ведущих к поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное значение, потому что на этапе самоанализа и защиты преподаватель и учащиеся тщательно анализируют объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т. п., что создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новым знаниям.

Таким образом, применение в учебном процессе имитационных методов активного обучения поможет интенсифицировать процесс приобретения знаний, умений и практических навыков учащимися, обеспечит быстрое проявление у них самостоятельности и критичности мышления, которое чрезвычайно важно в условиях рыночной экономики.

Групповая форма – педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем. Оно эффективно содействует формированию умений, практических навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать лидером ученического коллектива. Все учащиеся активно учат друг друга.

Предложенная методика составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации профессии, а также рабочих программ по профессиональным модулям ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации МДК.01.01. Технологии создания и обработки цифровой мультимедийной информации и ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации МДК.02.01. Технологии публикации цифровой мультимедийной информации.

Цель творческого проектирования, основы которого изложены в данной статье – ознакомить и заинтересовать, раскрыть методику применения актив-ных и интерактивных методов обучения при обобщении и систематизации знаний, умений, практических навыков и развития творческих способностей при создании графических объектов и художественных образов, но не просто так, а в тесной связи с другими дисциплинами общепрофессионального учебного цикла и использовать междисциплинарные связи профессиональных модулей ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации и ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации. Такое взаимодействие разных учебных циклов дает возможность ученикам более полно раскрыть свой творческий потенциал, как будущим профессионалам, которые могут в дальнейшем работать в сфере бизнеса, маркетинга, рекламе.

Учащиеся достигают наиболее эффективно, как основных целей по изучению данных профессиональных модулей, так и более глобальных целей, повышение качества и глубины обучения:

  • Наличие у всех участников общих целей;
  • Разделение труда, функций и обязанностей;
  • Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
  • Полезная общая деятельность всех и каждого участника отдельно. Объем работы, выполненный группой, всегда больший чем объем работы, выполненный каждым ее членом или частью группы отдельно.

В представленной методике игрового проектирования выбираем как метод закрепления и применения основных знаний, умений и практических навыков по профессиональным модулям, а именно работу в среде Microsoft Office, как наиболее часто используемого пакета прикладных программ, и охватывающего весь спектр возможностей компьютерной техники от работы с текстом, электронными таблицами, базами данных до мультимедийных презентаций, что четко соотносится с элементами компьютинга.

Такой выбор можно обосновать исходя из следующих факторов, которые необходимо учитывать при изучении программ такой сложности и специфики, как программы пакета Microsoft Office:

  • В короткий промежуток времени, ограниченный учебной программой и планом, необходимо выучить программу очень большого объема и сложности;
  • Кроме самых программ, то есть их электронной части, потому что выполняется работа с графическими объектами (шрифтами, клипартами, таблицами, диаграммами, базами данных и прочее), учащимся необходимо осваивать художественные особенности нескольких программ, например, Power Point;
  • Необходимо развивать творческие и художественные способности учеников, способность отстаивать свои художественные взгляды и взгляды на мировоззрение;
  • Необходимость хорошо знать особенности использования операционной системы, например, Windows.
  • Степень усвоения информации довольно специфического профиля учащимися.

Все вышеперечисленные факторы повлияли на выбор групповой формы интерактивного обучения. Поэтому при изучении программ пакета Microsoft Office была избрана именно такая форма обучения, исходя из опыта работы, можно рекомендовать следующее.

  • Перед началом урока учащимся необходимо повторить интерфейс программы, инструменты программ, особенности их применения в реальной жизни, учащиеся могут пользоваться стандартными средствами обучения или с использованием электронных учебников или других мультимедийных средств обучения.
  • Учащиеся также должны систематизировать свои знания из других учебных дисциплин и воссоздать межпредметные связи.
  • На втором этапе изучения включаются интерактивные технологии обучения. Это вызвано тем, что на втором этапе учащиеся должны применить данную программу не просто для выполнения шаблонного задания, а создать собственную творческую работу, лишь делая упор на задачу, заданную преподавателем, при этом учитываются разная подготовка учащихся, разное художественное мышление, разное видение проблемы и способов ее решения.

В начале урока преподаватель систематизирует знание полученные учащимися в течении курса обучения. Ставит проблему делая упор на современную терминологию и современные тенденции в области информационных технологий и компьютинга. Делит учебную группу на группы, которые могут меняться, в зависимости от характера задачи, составом участников. Каждая группа определяет лидера, который руководит его работой. Проблемность задачи порождает активность учащихся, заставляет призадуматься над материалом, с которым они работают, смотреть на факты из разных точек зрения, даже неожиданных.

Следующий шаг – обсуждение решенной проблемы, то есть созданного проекта, например, проблему рекламы учебного заведения для более эффективного привлечения будущих абитуриентов. Представляется в графических образах, и обсуждается каждая часть проекта с помощью командиров групп. Все это осуществляется с опорой на ученический опыт и минимальные базовые знания по теме урока. Как правило, проблема, которую рассматривают, не имеет строго определенного решения. Поэтому вовремя обсуждения создают собственную оригинальную версию. А это в свою очередь, подталкивает их к самостоятельности. Задача в группе подбираются так, чтобы можно было учесть и оценить индивидуальный взнос каждого учащегося. Создание на уроке атмосферы сотрудничества учеников и учителя, который исключает страх получить плохую оценку.
Из этого можно сделать следующие выводы: эмоциональный подъем и чувства творческой атмосферы создают благоприятные условия для освоения знаний, формирование умений и практических навыков, раскрытие творческих способностей учащихся т. е. высококлассных специалистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Никулина А. С. Активные формы и методы обучения и их применение в учебном процессе школ и профессионально-технических учебных заведений: Учебно-методическое пособие. – Донецк: ДИПО ИПР, 2002. – С. 90.
  2. Материалы сети Internet.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.