РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приемы и методы для развития оптимального чтения для учащихся

Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры и занимательных упражнений можно привить учащимся любовь к книге, формировать у них навыки сознательного чтения и умение самостоятельно

1. Переведи слова с марсианского

  • Гирт (тигр)
  • Солн (слон)
  • Чукар (ручка)

2. Переведи текст

На келыбар.
Ратеяб лоишп тиволь убры. Асаш ёсн докучи. Кляо и Асаш лизяв тьес. Асаш мойпал кенуой.

На рыбалке.
Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Саша взяли сеть. Саша поймал окуней.

3. Помоги слову найти последнюю букву

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры: Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:
сло   з
гла   м
сто   к
гро   н
кри   л
пло   б
гри   в

4. День и ночь

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель или ученик, вызванный к доске, составляет слово. Дети его читают. По сигналу « Ночь!» они закрывают глаза, учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу «День!» дети открывают глаза и хором читают новое слово.

Например: коса- роса- росы- косы- козы- розы- роза- рота- нота- нога- рога и т. д.

5. Подбери нужные слова

Описание игры. На доске записаны столбики слов, которые закрыты шторой (листами бумаги). Учитель называет начало предложения и открывает столбик слов. Дети читают слова и называют то из них, которое подходит по смыслу к названному учителем началу предложения.

ели
розы
помидоры
В лесу растут…. груши

6. Поймай выделенное слово

Описание игры. На доске в столбик написаны четыре- пять слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово. Находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его.

Например:

  • Лиса липа, лис, лира, лиса, киса
  • Лак лук, лак, сук, мак. Рак, лак
  • Лапа липа, лапа, папа, лиса
  • Лиза Лида, Липа, Лиза, Лиза

7. Найди спрятанное слово

Оборудование: карточки с записанными без пробелов словами и наборами букв.

Описание игры. Ученик получает карточку, внимательно просматривает буквенный материал, отыскивает слова и подчеркивает их. Побеждает тот, кто раньше других качественно выполнит игровое действие.

Например:
Бвосютррьшбвбвсррадугамтвдьсолнышкожваучбдщтраважбьартиюецветокпррржукиьблыоюшптицайюьвчги

Слова: радуга, солнышко, трава, цветок, жук, птица

8. Слова – братья

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске записан столбик слов. Учитель показывает карточку и просит найти в столбике слова, которые начинаются с такого же слога, как и слово на карточке. Вызванный ученик выходит к доске, последовательно читает слова в столбике и подчеркивает те из них которые соответствуют заданному условию.

Например, слово на карточке: крупа.

красота
кролик
круги
кубик
рука
груша
кружок

9. Слово в слове

Описание игры. На доске печатными буквами написаны разные слова, например: косы, укол, грозы, краны, шмель и т. д. По сигналу учителя дети читают слово. Учитель буквенной карточкой показывает какую букву нужно отбросить, чтобы из прочитанного слова получилось новое. Вызванный ученик закрывает карточкой названную букву и читает получившееся слово: осы, кол, розы, раны, мель и др.

Другим вариантом игры может быть такой. По мере совершенствования навыка чтения задачу поиска слова в слове учащиеся решают самостоятельно. Учитель только спрашивает: «Какие слова спрятались в этих словах?»

Учитель подбирает слова и дает задание прочитать слова без первой буквы (олень – лень, глаз- лаз, росы- осы, окрик- крик и т. д.); без последней буквы ( лист – лис, устал – уста, рукав – рука, рыбак – рыба); без первого слога (собаки – баки, кубок- бок, дорога – рога, булыжник – лыжник); без последнего слога ( рыбаки – рыба, поляна – поля, леска – лес, волки – вол)

10. Кот – лакомка

Оборудование: кот (картонная или мягкая игрушка)

Описание игры. Кот – лакомка слизал буквы ( на доске слова: сок, тук, рад, рот, ушки). Дети должны догадаться, какие буквы исчезли, дополнить ими слова на наборном полотне и прочитать полученные слова : соки, стук, град, крот, сушки.

11. Рассеянный наборщик

1) Поэт написал стихи для детей, а рассеянный наборщик перепутал все строчки. На месте остались только первая и последняя. Вот что у него получилось.

Льется дождь колючий
Ветер, ветер, ветер,
В почерневший сад.
Тучи, тучи, тучи
По небу летят
Взрослые и дети
Мокрый листопад
Грустные сидят.

Помогите вернуть каждую строчку на свое место.

Ответ:

Льется дождь колючий
В почерневший сад.
Тучи, тучи, тучи
По небу летят.
Ветер, ветер, ветер,
Мокрый листопад.
Взрослые и дети
Грустные сидят.

2) Ребята решили пошутить. Они взяли два стихотворения: «Грустная песенка» и «Кошкина считалка» и записали их вперемежку: строчку из «Грустной песенки», строчку из «Кошкиной считалки».

Вот что получилось.

Раз, два, три, четыре, пять
Целый месяц под дождем
Кошка учится считать,
Мокнет крыша, мокнет дом.
Мокнут лужи и поля,
Потихоньку, понемножку
Мокнет мокрая земля,
Прибавляет к мышке кошку.
И далеко от земли
Получается ответ:
Мокнут в море корабли,
Кошка есть, а мышки нет.

Отделите друг от друга «Грустную песенку» и «Кошкину считалку».

12. Распутайте и исправьте «путаницы» и «небывальщины».

1) Зеленые снежинки распускаются в весеннем воздухе.
2) Ослепительно белые листочки кружатся в морозном саду.
1) Деревня пошла продавать далеко.
2) Старушка от рынка была молоко.
1) Залаяла громко старушка чуть свет.
2) В окно постучала собака в ответ.

13. Задания с пословицами

Большой шкалой речевого и общего умственного развития является такой клад мудрости разных народов, как пословицы. Их общечеловеческое значение проявляется в том, что у разных народов есть пословицы с одним и тем же смыслом.

На это особенности пословиц можно построить много видов заданий для развития способности понимать.

Задание 1

Сравните китайские и русские пословицы. Выпишите попарно номера пословиц, выражающих одну и ту же главную мысль.

Китайские пословицы.

  1. Торопливым людям не хватает мудрости.
  2. Лекарь лекаря не порочит.
  3. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья.
  4. Слабого обижает, а сильного боится.
  5. Написанное на бумаге и боги не сотрут.
  6. Зонт готовь, когда ясная погода.
  7. Двумя руками трудно схватить двух угрей.
  8. Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

Русские пословицы

  1. На безрыбье и рак рыба.
  2. Поспешишь - людей насмешишь.
  3. Ворон ворону глаз не выклюет.
  4. Молодец против овец, а против молодца сам овца.
  5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  6. Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.
  7. Что написано пером, того не вырубишь топором.
  8. Готовь сани летом, а телегу зимой.

Ответы: 1-2, 2-3, 4-4, 3-6, 5-7, 6-8, 8-1, 7-5

Задание 2

Прочтите китайские пословицы. Вспомните русские пословицы, соответствующие им по смыслу.

1) У себя на голове верблюда не заметит, на другом иголку увидит. (В чужом глазу соломинку видит, в своем бревна не заметит.)

2) И живи до старости, и учись до старости. (Век живи – век учись.)

3) В тихом месте зло таится. (В тихом омуте – черти водятся.)

4) Когда много каменщиков, дом получается кривой. (У семи нянек дитя без глазу.)

5) Раненая из лука птица боится кривой ветви. (Пуганая ворона и куста боится.)

6) Сытый не знает, как хочется есть голодному. (Сытый голодного не разумеет.)

7) Пошел дождь - поздно бежать за зонтом. (На охоту ехать – собак кормить.)

8) По котлу и черпак. (По Сеньке и шапка.)

9) Торгующий овощами ест ботву. (Сапожник всегда без сапог.)

10) Народу столько, что с коромыслом не пройдешь. (Народу столько, что негде яблоку упасть.)

14. Восстанови рассыпанные тексты

Такая работа требует всей механики проникновения в текст: и схватывания главной мысли, и вычерпывания смыслов из каждого слова, и прогнозирования предстоящего текста на всех уровнях. При этом, чтобы прочесть текст, школьник должен тем или иным путем и в той или иной степени добыть или досоздать его.

Задание 1. Соберите рассыпанные тексты так, чтобы из них получились осмысленные предложения.

1) Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал, волк.
2) По, мотоцикл, а, шоссе, велосипеде, заяц, на , волк, заводил, ехал.
3) За, когда, волк, волк, а, мотор, по, завел, поехал, побежал, шоссе, зайцем, сам, мотоцикл.

Ответ:

1) Кинорежиссер Котеночкин создал несколько мультфильмов о том, как волк ловит зайца.
2) Волк заводил мотоцикл, а заяц ехал по шоссе на велосипеде.
3) Когда волк завел мотор, мотоцикл поехал сам, а волк побежал по шоссе за зайцем.

----

1) Потому, у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил, Гена, гармошке, на, него, песенку, был.
2) Рождения, жалел, один, что, он, день, бывает, очень, в, раз, только, году

Ответ:

1) Крокодил Гена игра на гармошке веселую песенку, потому что у него было день рождения.
2) Он очень жалел, что день рождения бывает только один раз в году.

Задание 2. Соберите сложные предложения. В каждом из них должно быть две части, а третья остается лишней.

1) Но я выудил ее из воды гвоздем; сейчас я сведу тебя к твоим родителям!; вашу шляпу ветер унес в пруд.

Ответ: Вашу шляпу ветер унес в пруд, но я выудил ее из воды гвоздем.

2) Завтра наш класс пойдет в кинотеатр; но это продолжалось недолго; у всех мальчишек 1 класса были пистолеты.

Ответ: У всех мальчишек 1 класса были пистолеты, но это продолжалось недолго.

1) Задания, которые требуют от школьников ответа на поставленные вопросы.

Задание 3

В Австралии и Новой Гвинее живет маленький зверек, покрытый колючками, - ехидна. Размерами и игольчатым покровом она напоминает нашего ежа. На самом же деле ехидна очень далека от ежа. Она относится к древней, почти вымершей группе яйцекладущих млекопитающих. Свои яйца она вынашивает в сумке на животе. Во время своих путешествий ехидна – мама переносит детенышей в сумке. Питается ехидна муравьями. Удлиненные челюсти ее лишены зубов, а длинный клейкий язык, так же как у муравьеда, помогает ей успешно отправлять в рот муравьев. ( по книге «Удивительное в мире животных»)

Ответьте на вопрос: с какими четырьмя видами животных и в чем сходна ехидна?

Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.