РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование ИКТ-технологий на уроках русского языка и литературы

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они активно используются на уроках. Константин Дмитриевич Ушинский когда-то сказал: «Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются». Значительную помощь в решении этой проблемы учителю окажут компьютерные технологии.

Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является сегодня важной частью школьного образования. Современные компьютерные технологии помогают расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

Что же привело учителя гуманитарных дисциплин в компьютерный класс? Прежде всего, желание оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету.

Электронные учебники, видеоуроки, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешной организации учебного процесса.

Сегодня на уроках литературы и русского языка я все чаще используются современные технологии, в том числе и компьютерные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Основная функция презентации – служить наглядным материалом. Компьютерные презентации пробуждают у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяют образно представить жизнь и личность писателя. Вторая функция презентации – информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.

Презентации широко используются на уроках литературы, особенно на уроках, когда изучается жизнь и творчество писателя или поэта. В то время, когда излагается основной лекционный материал, демонстрируются слайды презентации, а ученики составляют хронологическую таблицу. В старших классах допустимо несколько усложнить работу: ученик сам может подготовить сообщение и презентацию. Такая работа способствует эффективному усвоению материала, активизирует самостоятельность учащихся.

Презентации используются и на уроках, когда изучается какое-либо художественное произведение. Такую презентацию создать сложно, поэтому эту работу чаще выполняет сам учитель. Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объеме, но отдельные эпизоды можно использовать. С помощью фильмов удобно совершать заочные экскурсии в различные музеи-заповедники, где когда-то жили и творили великие писатели и поэты. Такие виртуальные экскурсии расширяют кругозор учащихся. Не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Михайловское, Тарханы, Ясная Поляна, поэтому такие экскурсии заменяют настоящие.

Большую помощь в работе учителю оказывают готовые программные продукты («Фраза», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации, разработанные для уроков. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

В настоящее время широко используются в учебном процессе электронные учебники, тренажеры, онлайн-тесты, ресурсы интернета. Особенно большую помощь оказывают тренажеры на обобщающих уроках после изучения какого-либо раздела. Все эти средства позволяют не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков по предмету, прививать любовь и интерес к языку и литературе. Для этого необходимо, чтобы в каждой нашей школе кабинет русского языка и литературы был оснащен компьютером, проектором, выходом в интернет. Данные условия позволят широко использовать ИКТ на уроках.

Чтобы идти в ногу со временем, учителю необходимо постоянно заниматься самообразованием, изучая и применяя новые технологии обучения в своей профессиональной деятельности. Использовать опыт своих коллег, поделиться своими идеями, разработками можно в сообществах учителей русского языка и литературы на сайте «Современный учительский портал», «Учительский портал».

Использование сети интернет помогает при подготовке обучающихся к итоговой аттестации. Например, систематическая работа с Открытым банком заданий позволяет успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно именно с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю.

Сегодня необходимо, чтобы учитель-предметник умел

  • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
  • создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  • применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в интернете;
  • самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • повысить объем выполняемой работы;
  • обеспечить индивидуализацию обучения.
  • рационально организовать учебный процесс;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
  • повысить мотивацию обучения, активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены