РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Задания "на восстановление деформированного текста"

Автор: Садыкова Ольга Иосифовна

Задания «на восстановление деформированного текста». Функциональное чтение. 3 класс.

Цели:

  • развивать устную и письменную речь, креативность, взаимооценку и самооценку;
  • научить оформлять тексты (заголовок, абзац и т.д.);
  • попытаться восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова, расстановки знаков препинания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Определите последовательность слов и объясните свой выбор.

– Какое слово является завершающим? Почему?

– Что такое текст? (Предложения, связанные между собой по смыслу.)

– Вспомните, назовите основные признаки текста. (Тема, основная мысль, смысловая связь между предложениями, порядок предложений, композиция :завязка, развитие действия, кульминация. развязка )

На доске появляется схема, где написаны основные признаки текста.

– Объясните, что обозначает каждый признак.

– Итак, мы будем восстанавливать текст. А что значит восстановить текст? (Определить части текста, место каждой части, если отсутствует часть, то дополнить, если деформированный текст, то восстановить.)

III. Работа по группам.

1. Восстановление части текста.

- Откройте конверт № 1 и определите задачу для своей группы.

1 группа: Восстановить предложения из слов, данных в разбивку:

(В работе можно использовать “черновик” – лист на котором можно пробовать варианты ответов.)

  • В, пищи, уже, кончался, трюме, пресной ,и, запас. воды.
  • От, двенадцать, и, матросов, усталости.умерли, голода
  • Едва, ноги, остальные, передвигали.
  • Из, ореховую, корабль, в. бросало ,как, сторону, скорлупу, стороны

2 группа :Восстановить последовательность предложений:

  • Корабль бросало из стороны в сторону, как ореховую скорлупу.
  • В трюме уже кончался запас пищи и пресной воды
  • Остальные едва передвигали ноги.
  • Двенадцать матросов умерли от усталости и голода.

3 группа: Поставить точки в не пунктированном тексте:

В трюме уже кончался запас пищи и пресной воды двенадцать матросов умерли от усталости и голода остальные едва передвигали ноги корабль бросало из стороны в сторону, как ореховую скорлупу.

4 группа: Восстановить предложения из слов, данных в разбивку:

  • В, пищи,уже, кончался, трюме, пресной,и.запас. воды.
  • От, двенадцать, и, матросов, усталости.умерли, голода
  • Едва, ноги, остальные, передвигали.
  • Из, ореховую, корабль, в. бросало ,как, сторону, скорлупу, стороны

2. Проверка выполнения работы. Восстановление основной части.

  • 1 группа – первое предложение. Согласны ли вы с таким порядком слов в предложении?
  • 3 группа – второе предложение. Есть ли замечания?
  • 2 группа – прочитайте третье предложение.
  • 4 группа – как закончили эту часть?

Учитель. Прочитайте предложения по порядку. Можно ли это назвать текстом?(Да. Есть последовательность предложения, связь по смыслу.) Что заметили? (Это развитие действия.. Нет начала и конца т.е. нет: завязки, кульминации и развязки)) (Можно поставить вопрос – Что произошло? Связывается словом однажды) Укажите, что это 2 часть.

3. А сейчас попробуйте самостоятельно определить в деформированном тексте место каждой части в композиции, составить и записать связный текст

- Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла страшная буря. Ветер и волны погнали его неизвестно куда.

- В одну тёмную , бурную ночь ветер понёс «Антилопу» прямо на острую скалу. Матросы заметили это слишком поздно. Корабль ударился о скалы и разбился в щепки.

- Только Гулливеру и пяти матросам удалось спастись в шлюпке.

- Много недель и месяцев плыла «Антилопа» по Южному океану. Дули попутные ветры. Путешествие было удачное. (Джонатан Свифт)

4. Проверка выполнения работы. Восстановление деформированного текста

  • 1 группа – первая часть
  • 3 группа – вторая часть (третью - напоминает учитель)
  • 2 группа – четвёртая часть
  • 4 группа – как закончили этот текст?

IV. Закрепление пройденного материала.

Подведение итогов работы с текстом.

Докажите, что восстановленный кусок является законченным текстом.

V. Закрепление пройденного материала.

Сейчас у каждого из вас будет возможность проверить себя с помощью теста. В тесте даны высказывания. Если высказывание верно, то поставьте “+”, если высказывание неверно, то “–”. Нарисуйте шкалу после выполнения.

Тест по теме “Текст”

Ф.И. ученика _______________________

Вопросы / “+” или “–”

  1. Текст состоит из предложений.
  2. К тексту нельзя придумать заглавие.
  3. Все предложения в тексте имеют границы.
  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
  5. В тексте о чем-то или о ком-то говорится.
  6. Текст можно разделить на части.
  7. Каждая часть текста записывается с красной строки.

VI. Подведение итогов.

Чему мы научились на занятии? А теперь один человек от группы подойдет к доске и поставит оценку работе группы. Объясните почему вы так оценили работу группы? Какие задания было особенно интересно выполнять?

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.