РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание толерантности школьников в условиях поликультурной среды

Последнее время стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых идей развития. В теории и на практике активно разрабатываются вопросы дифференциации, профилизации, интеграции, гуманизации. Я думаю, что обобщенной мерой эффективности функционирования школьного образования выступает качество образования. Качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять этой системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха. Для руководителя школы управление качеством образования в условиях модернизации становится приоритетным в работе. На мой взгляд, чтобы добиться оптимальных результатов работы необходимо четко следовать принципам правового регулирования отношений в сфере образования.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования в сфере образования является принцип, провозглашающий единство федерального культурного и образовательного пространства. Наряду с единством культурного и образовательного пространства Закон РФ «Об образовании в РФ» постулирует защиту и развитие школой национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство.

В России злободневность теоретической и практической разработки поликультурного воспитания обострена, по крайней мере, тремя серьезными обстоятельствами.

Во-первых, кризисом идей и опыта социалистического интернационального воспитания.

Во-вторых, социально-демографическими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев и иммигрантов из бывших республик СССР.

В-третьих, усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации. В условиях сосуществования в стране различных типов цивилизаций требуется уделять гораздо больше внимания педагогическим аспектам проблем культурных различий.

Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно не является приоритетом образования и педагогики. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся верные призывы к воспитанию в духе поликультурности, однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые педагоги, школьные учителя нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.

Регион, в котором мы живём, является многонациональным. Здесь проживают представители более ста национальностей. Особую остроту ситуации придаёт геополитическое положение региона: соседство с Чечнёй, КБР, КЧР, Дагестаном. В нашей школе обучаются представители более 20 разных национальностей дагестанцы, цыгане, азербайджанцы, турки, ассирийцы, чеченцы и др.Это определяет разнообразие и богатство бытовых, обрядовых, производственных, семейных культур, их влияние на жизнь людей нашего села и на взаимоотношение всех участников образовательного процесса в нашей школе. В силу сложившейся ситуации одним из приоритетных направлений работы нашей школы является формирование современной личности с учётом полиэтничности и многоязычия. Для того чтобы выжить, человечество должно преодолеть разрушительные тенденции.

Преодолеть их можно двумя способами  подавить или понять и сгладить. Первый способ неприемлем. Второй предполагает у партнеров наличие терпимости и ума, сочувствия и доброжелательности и, конечно, знаний о менталитете, как своего, так и других народов. Сформировать такие качества может и должна школа, сфера образования, важнейшая задача которой в данном случае содействовать воспитанию социально активной творческой личности с опорой на духовные, национальные истоки культуры нашего региона, формировать у учащихся толерантность, уважение к своим правам и правам других людей.

В настоящее время особенно актуально стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня все больше распространение среди молодежи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в школу, семью. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов создания обстановки толерантности. Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и одно из условий выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у членов нашего общества способности быть толерантным. В современной социокультурной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов. В современной ситуации, когда происходит старение деревни, утрачивается стабильность семейных отношений, наша школа выступает в качестве важного фактора жизнеобеспечения жителей станицы. Коллективы школы (и ученический и педагогический) активно участвуют в культурно-просветительской деятельности с населением, организуя на базе школы досуг для детей, молодежи и взрослых жителей станицы, выдвигая культурные инициативы. Благодаря школе идет процесс окультуривания окружающей среды. В своей деятельности школа опирается на национальные ценности: социальный опыт, нормы, установки, традиции различных народов, проживающих на территории с.Александрия. Неразрывна связь воспитания с языком, памятниками старины, историей, природой, национальной этнической обрядностью.

Необходимо вспомнить, что любое воспитание, направленное на утверждение мира, прав человека и демократии, является по своей сути ценностным воспитанием, которое требует включенности всей системы образования и всех участников образовательного процесса. Мы живем в такое время, когда практически каждому из нас приходится общаться с представителями различных национальностей, культур, конфессий или социальных слоев. Каждый человек сам по себе является носителем определенной культуры, традиций, взглядов на жизнь и т.п. Для него естественным является желание сохранить все это.В школе проведены психологические исследования на определение уровня толерантности среди учащихся 511 классов. Стимульный материал опросника составляют утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки( уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству).

Специальное значение уделено этнической толерантности – интолерантности (отношение к людям другой этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Всего в тестировании приняли участие 67 учащихся, из них 5 % показали высокий уровень толерантности, 95% средний уровень толерантности. Данные показатели свидетельствуют о том, что для большинства учащихся характерны сочетания как толерантных, так и интолерантных черт. В одних ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Поэтому, я думаю, что школа должна обеспечить социализацию подрастающего поколения в условиях поликультурной российской цивилизации, подготовить его к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба.
Учащиеся нашей школы принимают участие в фестивалях, праздниках, театральных подмостков с использованием национально-культурных традиций народов России и мира. К музейной, исследовательской работе на базе музея привлекаю представителей разных национальностей.

Проводимые в школе мероприятия, вся система воспитательной работы школы, направлена, прежде всего, на формирование гражданственности учащихся, их уважение к стране, в которой они живут, к традициям и обычаям народов нашей страны. Важным фактором, определяющим воспитание школьников в полиэтнической среде, является патриотическое воспитание. Общность исторического прошлого, исторические подвиги народов, населяющих нашу страну, сближают людей, формируют российскую идентичность.
На самом деле невозможно сейчас перечислить все мероприятия, проводимые в школе в рамках поликультурного воспитания, потому что эта работа является повседневной, но все же можно сказать о результатах совместного труда всех участников образовательного процесса. В школе хорошая дисциплина, с 2010 г. наши учащиеся носят школьную форму, практически не нарушая правила ношения формы, школа имеет определенные успехи на уровне проводимых районных воспитательных и спортивных мероприятий, в школе нет правонарушений. Педагогический коллектив нашей школы считает, что поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

Список литературы:

  1. Безюлева Г.В. Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие. М., 2015.
  2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научнопублицистический вестник. М., 2001.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены