РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Из опыта работы с родителями в образцовом спортивно-хореографическом ансамбле "Грация"

Карпова Марина Ивановна
Ивановская область, город Иваново

«Из опыта работы с родителями в образцовом спортивно-хореографическом ансамбле «Грация»
(Работа с родителями в современных условиях; семейное воспитание как основа формирования гармоничной личности)

В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (стихийное влияние “улицы”). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года» одним из приоритетных направлений выделяет поддержку семейного воспитания. Это не только создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательного учреждения, но и создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, псхолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Семья – это уникальная структура, дающая ребенку ощущение комфорта, защищенности и поддержки. Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. Семья со своим укладом и системой ценностей является основным средством воспитания личности. Именно в семье ребенок находит примеры поведения и общения, происходит передача опыта, знаний, традиций, создается определенный нравственный климат.

При объединении усилий педагогов дополнительного образования и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный и психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в творческом объединении и дома.

Широкий спектр возможностей для реализации личностного потенциала и достижения высоких спортивных результатов предоставляются в образцовом спортивно-хореографическом ансамбле «Грация» МБУ ДО ЦДТ № 4. Здесь создаются благоприятные условия для гармонизации физического и духовного развития ребенка, куда он приходит в основном по собственному желанию.

Заинтересованность педагогов образцового спортивно-хореографического ансамбля «Грация» во взаимодействии с семьей прослеживается с момента создания этого детского коллектива (1998 год). Сейчас это отлаженная система сотрудничества педагогов и родителей по воспитанию не только волевого, успешного танцора-спортсмена, но гармонично развитой личности в целом, установлены партнерские отношения с каждой семьей, создана атмосфера общности интересов.

В основе взаимодействия семьи и педагогов ансамбля «Грация» лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Стратегия сотрудничества педагогов и семьи не могла бы зародиться без ясного представления общих проблем:

  • совместная забота о здоровье детей и совершенствовании их физического развития;
  • формирование и развитие познавательной деятельности, культурного и интеллектуального роста;
  • осознание и развитие особенностей ребенка, в том числе выявление и развитие одаренности;
  • содействие в достижении ребенком благополучного статуса в среде своих сверстников, решение конфликтных ситуаций, связанных со сверстниками, родителями, педагогами.

Работа с родителями ориентирована не только на формирование позитивного отношения к деятельности спортивно-хореографического ансамбля, но и рассматривает семью как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса.

Практическая работа по взаимодействию педагогов, родителей и детей проходит по следующему алгоритму:

  1. Создание среды для знакомства, взаимодействия.
  2. Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
  3. Установление постоянного контакта с семьями.
  4. Организация проведения совместных воспитательных и массовых мероприятий, накопление и анализ информации.

Исходя из этого алгоритма, проводится диагностическая работа по изучению семьи, используются различные коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с семьей, которые строятся на принципах партнерства, конструктивно творческой, созидательной деятельности.

Формы взаимодействия с семьей весьма многообразны.

Наглядная информация это не только стенды, отражающие учебно-воспитательный процесс, где располагается стандартная обязательная информация с расписанием занятий, адресами и телефонами «горячей линии», нормативно-правовая документация, но и другие виды наглядности. Так афиши и анонсы предстоящих событий, актуальные поздравления с Победами, Днями Рождения и другими приятными событиям располагаются на «Доске объявлений», где кроме этого существуют рубрики «Поздравляем», «Возьмите на заметку» и другие. Рубрика «Секреты воспитания Чемпиона» предполагает сменную информация (2 раза в месяц) с советами по воспитанию детей, которую готовят не только педагоги, но родительский комитет. Фотоматериалы, отражающие каждое концертное выступление, соревнование вывешиваются в специально отведенном для этого помещении в свободном доступе для родителей и обучающихся ансамбля «Грация». Каждый родитель может найти фотографию своего ребенка, участвовавшего в выставленном событии. С длительных выездных конкурсов для родителей в социальных сетях ежедневно выставляются фото и видео отчеты. Это новая форма работы, которая позволяет одновременно информировать большее количество родителей, наглядно продемонстрировать события и настроение детей. Это снимает тревогу и напряжение у родителей. «Золотой фонд» - это видеотека с собранием видеозаписей различных конкурсов и соревнований, концертов спортивно-хореографического ансамбля «Грация», в том числе специально созданные видео - ролики и презентации с главных событий коллектива. Родители могут не только посмотреть, но и переписать понравившийся им видео материал.
Дневник – основная форма взаимодействия с родителями на начальном этапе установления сотрудничества. Служит не только для записей старательности ребенка на занятии, возникших проблемах при выполнении отдельных элементов или танцевальных движений, его творческого роста, но и является способом сообщения важной и срочной информации.

Открытые занятия проходят в основном для родителей групп 1-3 годов обучения. Это способ удовлетворения интереса к тому, как проходят занятия. Знакомство с содержанием, методами и приемами обучения и воспитания, условиями для проведения занятий хореографией. Для родителей детей 4-го и последующих годов обучения проводятся индивидуальные «допуски на занятия», по мере возникновения в этом потребности (групповые посещения занятий невозможны из-за небольших размеров хореографических залов).

Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Педагогами образцового спортивно-хореографического ансамбля «Грация» разработан цикл консультационно-обучающих мероприятий для обучающихся и их родителей.

Темы занятий в 2015-2016 учебном году:

  1. Консультация «Семья и педагог - помощь ребенку в преодолении стресса перед выступлениями» (для родителей)
  2. Тренинг «Научись владеть собой» (для детей и родителей)
  3. Семинар «Формирование личности ребенка в семье при коллективном занятии в хореографическом коллективе» (для родителей).
  4. Игры-тренинги на сплочение команды. «Веревочные тренинги» (для детей и родителей).
  5. Практические рекомендации по проведению мероприятий, направленных на укрепление физического и психического здоровья юного танцора. «В здоровом теле – здоровый дух!» (для детей и родителей)
  6. Игра по станциям «Путешествие в страну взаимопонимания и полезных привычек» (для детей и родителей).

Интересной формой содружества в работе над воспитанием гармоничной личности стала «Галерея совместного семейного творчества». Как правило, выставки семейных работ проходят два раза в год. В декабре организуется выставка новогодних поделок для украшения танцевальных залов и поздравительных открыток, выполненных в различных техниках и стилях. В марте проходит конкурс на лучшее «полезное блюдо». Эта выставка-дегустация является логическим продолжением темы «Здоровое питание танцора».

Сохраняются и традиционные формы по работе с родителями участников коллектива. Родительские собрания и индивидуальные консультации, проводятся как по инициативе педагогов, так и родителей.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам и родителям по развитию гармонично развитой личности ребенка.

Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.