РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование дистанционных технологий на уроках и внеурочной деятельности как возможность расширения образовательного пространства

Учитель биологии
Носовец Ю.А.
МБОУ «Кулундинская СОШ№3»

В основе новых стандартов лежит системно-деятельностный подход, цель которого формирование умений самостоятельно учиться и личной ответственности учащихся.

Дистанционные технологии базируются на принципе самостоятельной деятельности. То есть основу образовательного процесса в обоих случаях составляет целенаправленная самостоятельная работа ученика, но при использовании дистанционных технологий ребенок может учиться и развиваться в удобном для себя месте, и в удобное время.

Полный переход на дистанционное обучение в школе даже с учащимися с ограниченными возможностями в данный период развития образования не целесообразен. Так как общество в большей степени родители и учителя не готовы к отказу от классно-урочной системы. Но использование дистанционных технологий, ресурсов сети интернет на уроке и внеурочной деятельности позволяет расширить образовательное пространство, обеспечивает дополнительные возможности для обучения, воспитания и развития учащихся.

Сегодня выделяют три вида дистанционных технологий:

  • кейс-технологии,
  • ТВ – технологии
  • сетевые технологии.

В своей работе я использую сетевые дистанционные технологии для организации уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин для учащихся школы и района.

Существует три типа дистанционных уроков.

  • Первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете.
  • Второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены.
  • Третий тип дистанционных уроков — это размещение учебной информации на учебном сайте, учащиеся самостоятельно работают во внеурочное время.

В практике работы я апробировала все три типа уроков, но наиболее эффективны и реальны для работы в школе считаю второй и третий тип. Первый тип дистанционных уроков использую для организации подготовки к экзаменам и работы с отдельными учащимися в индивидуальном и групповом режиме. Для этого активно использую АИС «Сетевой край Образование», Видеоконференцсвязь «TrueConf»,

При организации уроков второго типа, а это по сути уроки с интернет источниками или интернет уроки, я использую материалы, размещенные на собственном сайте и АИС «Сетевой край Образование».

1. Уроки изучения нового материала.

На сайте размещаются учебные материалы, а учащиеся получают распечатанные инструкции и задания по их выполнению.

А) задания, направленные на приобретение новых знаний и умений.

Здесь использую два варианта. Первый –это использование избыточного материала, при организации таких уроков, учащиеся не только приобретают новые предметные знания, но и формируются умения работы с информацией. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска умение структурировать знания определение основной и второстепенной информации. Второй вариант, когда на сайте размещены только необходимые материалы для выполнения конкретного задания, изучения какого-либо вопроса, приобретения знаний или формирования какого-либо умения. В данном случае учебный материал, размещенный на сайте, подается сжато и структурировано с использованием рисунков и схем. Ученик, используя данные материалы, получает возможность научиться выявлять информацию из схем, рисунков, преобразовывать структурированную информацию в текстовую и усваивать материал. В работе часто использую сайт Интернет уроки, прорабатываю материалы учебника и видео урока, составляю задания, размещаю инструкции, задания и ссылку на видео урок на сайте или предлагаю учащимся самостоятельно зайти на сайт интернет урок. Так же использую ЦОРы с сайта Единая коллекция образовательных ресурсов.

Б) задания по контролю знаний учащихся.

При организации уроков по некоторым темам, использую интегрированные на сайт или в АИС «Сетевой край образование» задания, тесты. Здесь использую текстовые тесты, тесты сайта, программу мой тест. При использовании программы мой тест на сайте выставляется ссылка на тест, а сам тест находится на яндекс или Google диске. Учащиеся заходят по ссылке в программу мой тест вписывают фи и выполняют задания, делаю скрин и отправляют учителю. (Для данной работы необходимо чтобы у учащихся на компьютере была программа мой тест)

В) лабораторные и практические работы.

При организации некоторых лабораторных и практических работ, так же использую страницы сайта или системы «Сетевой край Образование». В интернете располагаются инструкции по выполнению работы и необходимые материалы. Например, при проведении Практической работы «Выявление источников мутагенов в окружающей среде» 10 кл. Дополнительные материалы в виде таблиц и инструкция к работе составляют 4- печатных листа. Я разместила все материалы на странице сайта и учащиеся в парах изучают материалы исследуют этикетки продуктов питания, бытовой химии. Выявляя вредные компоненты, анализируют данные таблицы.
Кроме этого некоторые Лабораторные работы выполняем с использованием сайта Виртуальная лаборатория.

2. Уроки третьего типа, организуются во время карантина, или другой причины отсутствия учащихся или учителя в школе.

Это не только позволяет не отстать от программы, это развитие навыков самостоятельного изучения темы, формирования самоорганизации, развитие навыков самообучения ученика. Дополнительные курсы по предмету реализуются с использованием первого и третьего типа дистанционных уроков

Во всех типах уроков, с использованием дистанционных технологий, которые я организую и провожу, использую следующую структуру урока для ученика.

  1. Этап целеполагания. Для 6-7 классов на первых уроках цели четко сформулированы учителем, а для 8-11 классов учащимся предлагаю самостоятельно формулировать цели урока и в конце на этапе рефлексии оценить не только уровень продвижения в усвоении темы, но и регулятивные умения самооценки и оценки достижения цели, планирования действий для улучшения результата.
  2. Инструктивный этап. Разработка инструкций и рекомендаций по выполнению задания, изучению материала урока. Нахождению источников информации.
  3. Деятельностный этап. (Самостоятельная деятельность учащихся с материалами сайта, видео уроком, презентацией, тестами)
  4. Рефлексивный этап.
  5. Коммуникативный и консультативный этап
  6. Контрольный этап. Контроль усвоения и понимания, а также выполнения заданий в ходе дистанционного урока осуществляется при проверке выполненной работы. А контроль уровня приобретённых, усвоенных знаний, глубина понимания материала, считаю целесообразным проверять через время. Организую данную проверку на следующем уроке.

Коммуникативный и консультативный этапы могут стоять и перед рефлексивным. Учащиеся всегда могут, задать вопрос или получить консультацию используя внутреннюю почту АИС «Сетевой край Образование» или обычную электронную почту. При этом учащиеся взаимодействуют не только со мной, но и между собой.

Дистанционные технологии позволяют расширить и разнообразить не только урочную, но и внеурочную деятельность учащихся. Внеурочная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Которая позволяет углубить, предметные знания, развить интересы, склонности и способности учащихся. С этой целью на уровне школы в рамках предметных недель, на уровне школьного округа и в рамках работы районного методического объединения организую и провожу разнообразные мероприятия с использованием дистанционных технологий. Это викторины, конкурсы, олимпиады. Я уже представляла опыт организации дистанционной олимпиады на платформе Мoodle, в этом году в апреле была проведена районная дистанционная викторина «ЗООмир» с использованием АИС «Сетевой край Образование». Было разработано положение. Первый этап объявление о проведении викторины, прием заявок через внутреннюю почту АИС сетевой край Образование и электронную почту. 25 апреля учащиеся школ района получили доступ к заданиям викторины, выполнив его отправили и работы жюри на проверку так же через внутреннюю почту системы и электронную почту.

Имея сформированные умения дистанционной работы, учащиеся самостоятельно участвуют во всероссийских дистанционных марафонах и олимпиадах. Последнее мероприятие — это Всероссийский марафон «Морские обитатели». Я как учитель организатор отправила заявку на сайт, учащиеся (10 человек) в назначенное время выполняли работы, вносили результаты, и мы все это отправили на проверку. И получили хорошие результаты по итогам участия.

В данный момент в школе проходят конкурс рисунков «Весна идет» и конкурс поделок из пластиковых бутылок. Выставка в школе будет проходить 12. мая, а на сайте уже можно посмотреть некоторые работы и проголосовать за лучшие.

Использование дистанционных технологий позволяет значительно расширить потенциальную образовательную среду - ученик перестаёт быть "привязанным" к учебнику или учителю как основным источникам знаний. Акцент делается на возможность ученика работать с научными статьями, статистическими, фотографическими и справочными материалами.

Главным компонентом содержания дистанционного образования является самостоятельная работа ученика с информацией, в ходе которой он приобретает предметные знания и метапредметные умения и именно это позволяет шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета и потенциал ученика.

Ученик работает максимум времени самостоятельно, Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач: создания образовательного пространства; формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;

Такая модель использования дистанционных технологий (в разных сферах ученической деятельности) , рассматривает обучение как информационно-образовательную среду, основанную на современных средствах передачи и хранения информации. В центре этой концепции стоит учитель не как интерпретатор знания, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входят корректировка самостоятельной деятельности и контроль усвоения знаний и формирования умений, консультирование учащихся по всем аспектам учебной деятельности. Дистанционное обучение не противопоставляется классно урочной системе и не является самостоятельной формой обучения, а предусматривает внедрение в образовательную практику новых технологий обучения.

Сейчас я изучаю google формы, что можно делать и как это эффективно использовать на уроках внеурочной деятельности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.