РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности при работе с детьми с ОВЗ

Из опыта работы учителя химии
МАОУ гимназии № 25 г. Краснодара
Безик Юлии Борисовны

"Цель обучения ребёнка
состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя …"
Элберд Хаббард

В современной школе возникла необходимость применения новых технологий. Я считаю, что использование в работе учителя проектной технологии поможет достигнуть поставленных перед современным образованием целей. В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников. Проектная деятельность не новая в мировой педагогике. Метод проектов возник ещё в 20- е годы прошлого столетия в США. Его называли так же методом проблем и связывали идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Со временем идея метода претерпела некоторую эволюцию. В настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

В основе метода - развитие познавательных интересов учащихся; умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята оформляют в течение определённого времени.

Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия "проект" - как результат деятельности и "проект" как метод познания. Метод проектов предусмат¬ривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме. Он может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков.

Системно-деятельностный метод: метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принцип этого метода в том, что когда вы действуете, вы научаетесь.

В этой связи наибольшую актуальность при изучении химии получает проектная технология, тесно перекликающаяся с системно-деятельностным методом обучения.

Важную часть моей педагогической деятельности составляет дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика этой работы заставила меня по-новому взглянуть на использование метода проектирования в обучении. Дети, обучающиеся дистанционно в большей степени отличаются от ребят, обучающихся в общеобразовательных классах

Мотивация обучения у детей с ОВЗ (ограгиченными возможностями здоровья), как правило, выше , чем у обычных ребят, это и понятно, в условиях вынужденного ограничения в передвижении, дефицита общения со сверстниками и старшими людьми, «лучшими друзьями» этих детей становятся книги и интернет. Именно через эти ресурсы ребята познают окружающий мир, делают свои маленькие открытия. Работа учителя с такими детьми заключается в помощи детям реализовать особые образовательные потребности (выявление интереса ребенка к отдельным предметам, определенным видам деятельности, составление индивидуального маршрута)

Для решения проблем, с которыми я столкнулась в ходе работы наиболее актуальным мне показался метод проектирования. В ходе работы над проектом дети с ОВЗ частично удовлетворяют особые образовательные потребности.

В силу своих особенностей здоровья и ограничений связанных с этими особенностями, восприятие учителя у этих детей отлично от восприятия здоровых учеников. Прежде всего ребята с большой радостью воспринимают учителя, ждут каждой встречи с нетерпением. Родители также оказывают детям большую помощь

Сегодня я хочу представить вашему вниманию метод исследовательского проектирования

Работа над проектом проходит в 3 этапа

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, изучение соответствующих ресурсов Интернет

  1. Для чего создается данный проект?
  2. Чем вызвана необходимость его создания?
  3. Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
  4. Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
  5. Найдет ли он заинтересованных слушателей?

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Учитель проводит регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности участника, оценка промежуточных результатов.( слайд 7)

3. Итоговый

Оформление и защита содержания проекта, рефлексия. Здесь важно определить ожидаемый результат, который тоже возникает на данном этапе: иными словами продукт проектной деятельности, т.н. внешний продукт, который определяют участники проекта (фильм, презентацию и т.д.)

Учителем осуществляется помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей.

Проектная деятельность осуществляется через серию домашних экспериментов, проделывая которые, ребенок познает законы химии, практически изучает вещества и их свойства, делает выводы.

Достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности, что мобилизует потенциал всех его способностей.

В ходе работы над проектами учащиеся расширяют знания по отдельным темам, приобретают навыки работы с научной, научно-популярной и справочной литературой, умения анализировать, классифицировать, систематизировать; развивают практические умения и навыки; умения прогнозировать результаты работы; организационные и коммуникативные умения и навыки. Во время презентаций учащиеся приобретают навыки публичных выступлений.

У учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше.

Использование метода проектов способствует формированию новой профессиональной компетентности учителя. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия.

Появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.

Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий по методу проектов: повышение уровня активности школьников и качества знаний, интеграция между предметами различных образовательных областей, профессиональное самоопределение учащихся.

Литература

  1. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. –М.: Вентана-Граф, 2002.
  2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. – 1995. №6. С.39-47
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М, 1996.
  4. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы // Экономика в школе. 2001. №2. С.3-10.
  5. Кочнева Г.И. Организация проектно-созидательной формы обучения // Химия в школе. 1995г. №3.
  6. Морозов В.Е., Рождественская Н.Н. Проектные технологии в лицейском и гимназическом образовании // Учебный год. 2002. №4. с.36-40
  7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. №7. с.151-157.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены