РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игровые технологии, как средства, используемые для контроля знаний обучающихся в системе дополнительного образования

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский

Основная задача в работе педагога дополнительного образования – подобрать формы и методы организации учебной деятельности, которые будут способствовать развитию личности ребенка.

Контроль знаний является неотъемлемой частью учебного процесса. Большинство детей болезненно переживают процесс проверки качества знаний. Поэтому надо превратить этот процесс в увлекательное мероприятие, которое позволит не только проверить знания обучающихся, но и активизировать интерес к дальнейшему изучению предмета, развить творческие способности ребенка. Игровые технологии, являются наиболее подходящими средствами, которые можно использовать для контроля знаний обучающихся в системе дополнительного образования.

Контроль знаний - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

Хорошо поставленный контроль позволяет не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Все это обусловливает необходимость применения разнообразных способов контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

  • индивидуальный характер контроля;
  • систематичность, регулярность контроля на всех этапах обучения;
  • разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса обучающихся к его проведению и результатам;
  • всесторонность: контроль должен охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков детей;
  • объективность;
  • дифференцированный подход.

Контроль знаний, умений и навыков является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности и последовательности обучения должен осуществляться в течение всего периода обучения.

Наиболее точно и качественно оценивать знания обучающихся позволяет разнообразие видов и форм контроля. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Индивидуальный контроль.

При индивидуальном контроле каждый ребенок получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. Такая форма контроля всегда планируется: педагог намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

Групповой контроль.

При проведении такого контроля группа временно делится на несколько подгрупп и каждой подгруппе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания.

Групповую форму контроля применяют:

а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
б) При выделении приемов и методов решения задач.
в) При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.

Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.

Фронтальный контроль.

При фронтальном контроле задания предлагаются всем обучающимся. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях обучающихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах. Это позволяет педагогу вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

Наиболее подходящими в дополнительном образовании являются игровые формы контроля знаний. В своей работе я широко использую игровые технологии не только для проведения контроля, но и применяю данную технологию для текущего контроля на занятиях.

Для контроля знаний можно применять разгадывание всевозможных кроссвордов, ребусов, загадок. Чаще всего разгадывание ребусов и кроссвордов я предлагаю детям на промежуточном этапе контроля. Для итогового контроля больше подходят соревнования, конкурсы, защита проектов.

Например, кроссворды, чайнворды могут быть с успехом использованы при обучении с целью контроля знаний для повышения понимания изучаемых понятий.

Достоинство данных дидактических средств заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области.

С другой стороны, кроссворды можно рассматривать как умственную гимнастику, тренировочное средство для развития математического мышления. Кроссворды содержат игровую (разгадывание кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи. Вторая задача ставится перед учащимся не явно, а через содержание игры. Разгадывание кроссвордов придает особый, занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, способствуют развитию поисково-творческих способностей детей, умения применять свои знания. Они служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают ребенку возможность самовыражения, доставляя удовлетворение правильными ответами.

Решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела программы.

Использование кроссвордов на занятиях методически целесообразно при соблюдении ряда условий:

  • заранее проверена доступность кроссворда, учтены возрастные особенности обучающихся, их уровень подготовки;
  • присутствуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие работать на наилучший результат;
  • на занятие создана ситуация естественной игры;
  • в ход решения включён элемент состязания между обучающимися;
  • предусмотрено обсуждение ответов.

Очень полезный вид самостоятельной работы - составление кроссвордов самими детьми. Оно целесообразно с методической точки зрения, так как требует хорошего знания выбранной темы, умения чётко формулировать определения понятий. При этом большое внимание уделяется именно формулировке вопросов, потому что проблема постановки вопросов - это проблема развития высококачественного мышления. Ребенок не может правильно сформулировать вопрос о явлении или процессе, который он всесторонне и глубоко не осмыслил. Поэтому, при анализе составленных кроссвордов необходимо учитывать качество поставленных вопросов. Таким образом, качество сформулированного вопроса свидетельствует о понимании учебного материала.

При анализе кроссворда оценивается красота, лаконичность оформления всей работы: применение рисунков, свободного пространства на поле кроссворда, самого поля. Таким образом, помимо обучающей цели при составлении кроссворда, преследуется ещё и цель эстетичного, гармоничного развития личности.

Составление кроссворда требует от детей умения работать со справочной, учебной литературой, энциклопедиями, что способствует развитию таких качеств личности как настойчивость, способность сопоставлять, повышает сообразительность, побуждает к расширению и углублению знаний, тренирует память, расширяет кругозор, вырабатывает умение довести начатое дело до конца.

Стоит отдельно рассмотреть решение задач-ребусов. Существуют различные виды ребусов.

  • ребусы-загадки (представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать);
  • ребусы «сложи и вычти» (отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него);
  • ребусы-шутки (шуточная загадка в стихах);
  • ребус-рассказ (состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ);
  • ребус – задача (нужно разгадать и решить задачу);
  • числовые ребусы (совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел).

Также я широко использую игровые технологии (игровые занятия, соревнования, викторины, конкурсы).

Например, я подготовила и провела следующие игровые мероприятия:

  • игра-соревнование «Знатоки программы Excel» позволила проверить у обучающихся навыки практической работы в программе Excel;
  • игра «Путешествие в страну Информатика» была проведена для проверки знаний компьютерных программ «Блокнот», «Калькулятор», «Paint»;
  • во время проведения деловой игры «Создание печатной продукции в программе Publisher», ребята подготовили пригласительные билеты на елку, новогодние открытки и календари;
  • для индивидуального контроля знаний проводилась игра «Поле чудес», где в качестве загаданных слов использовались термины, связанные с компьютером.
  • «Конкурс видеороликов» позволил применить полученные знания программы Movie Maker в подготовке видеороликов для участия в конкурсе на итоговом занятии;
  • во время проведения викторины «Знатоки информатики» были проверены теоретические знания по теме «Устройство компьютера».

Таким образом, применяя игровые технологии для контроля знаний, можно проверить знания ребят по изученным темам, развить у детей творческие способности, повысить интерес к изучаемому предмету, выявить одаренных детей.

Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.