РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Экспериментальное исследование применения методов арт-терапии в психокоррекции развития детей с ЗПР

Тлекова Б.Б
магистр педагогических наук

Основной проблемой современного общего образования является обучение детей, не справляющихся с программой средней школы, большую часть которых составляют дети с задержкой психического развития. Поэтому первостепенной задачей важно считать своевременное выявление детей данной категории на ранней стадии обучения и диагностики их психофизических особенности для дальнейшей психокоррекции.

В настоящее время феномен детей с задержкой психического развития изучены достаточно широко. Исследования дефектологов Т.А. Власова [1], В.И. Лубовского [2], У.В. Ульенкова [3], внесли большой вклад в развитие данной отрасли педагогической науки и позволили выделить общие специфические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста.

Понятие «задержка психического развития» рассматривается как «особый тип аномалии», проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. ЗПР может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Данное понятие является психолого-педагогическим. Детей с задержкой психического развития следует дифференцировать от детей с педагогической запущенностью, так как причины пониженной обучаемости, возникшие в обоих случаях, различны [4].

Задержки психического развития возникают в связи со слабовыраженными органическими повреждениями мозга (врожденными или приобретенными во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни). Вместе с тем, в отличие от олигофрении, действие патогенных факторов приводили лишь к нарушению темпа развития детей, что подтверждается обратимостью симптомов. Здесь следует отметить, что полная обратимость симптомов наступает лишь в тех случаях, когда проводится коррекционная и лечебная работа.

Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза.

Проблема ЗПР является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости.

Количество учеников начальных классов, испытывающих стойкие затруднения в обучении, составляет от 5 до 11 % (М.С. Певзнер; В.И. Лубовский и др.) [5, с. 264-266.].

Все это подчеркивает актуальность нашего исследования и подтверждает необходимость и своевременность проведения магистерского исследования на тему: «Коррекция психического развития детей с ЗПР средствами арт-терапии».

Для решения поставленных исследовательских задач и подтверждения гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа.

Эксперимент проводился в 4 этапа:

1 этап - констатирующий - проводилась первичной диагностики уровня развития младших школьников с ЗПР, обучающихся в классах КРО СОШ № 13 г. Уральска;

2 этап - формирующий этап - разработана и проведена арт-терапевтическая программа «Мой интересный мир», проводилось включенное наблюдение за учащимися младших классов;

3 этап - контрольный - проводилась вторичная диагностика и сравнительный анализ социально-психологических изменений в развитии младших школьников с ЗПР, обучающихся по разработанной программе;

4 этап - методический - формулировались общие выводы по экспериментальной части исследования, разрабатывались рекомендации для психологов и педагогов классов КРО общеобразовательных школ по внедрению методов арт-терапии.

На констатирующем этапе эксперимента в качестве специализированных методик были выбраны 4 валидные методики: методика «Исследование самооценки младших школьников» Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; методика «Прогрессивные матрицы Равена»; Шкала явной тревожности CMAS для детей 8-12 лет, модификация А.М. Прихожан; анкета «Признаки агрессивности» для учителей.

По завершении констатирующего этапа эксперимента мы сделали ряд выводов:

  • большая часть младших школьников нашей выборки (80% имеют высокий уровень ЗПР;
  • у 20 % младших школьников диагностирован средний уровень ЗПР.

На формирующем этапе эксперимента нами, с учетом результатов диагностики констатирующего этапа, была составлена и реализована авторская программа арт-терапевтических занятий «Мой интересный мир».

Арт-терапевтические занятия с детьми с ЗПР имеет множество направлений и задач, но основной целью, которую мы ставили перед собой - это формирование адекватного представления о себе, развитие наглядно-образного мышления, снижение и снятие психологического напряжения, агрессивности, формирование положительного образа Я, повышение самооценки.

Разработанные нами 20 занятий включали в себя следующую тематику арт-терапевтических занятий: изотерапию; музыкотерапию; сказкотерапия; игровую терапию (таблица 1):

Содержание авторской программы арт-терапевтических занятий «Мой интересный мир».

Тема занятия 

Занятие 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами и установление контактов. Знакомство участников группы между собой и с психологом, создание благоприятной атмосферы в классе, знакомство с методами арттерапии.

Занятие 2. Работа с сухими листьями «Осенняя фантазия». Снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций.

Занятие 3. Групповое рисование ватными полочками «Свободный рисунок в круге». Укрепление эмоциональной сферы, повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение.

Занятие 4. Тренинг эффективного межличностного взаимодействия. Установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия.

Занятие 5. Я и мои эмоции. Часть 1. Обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции.

Занятие 6. Я и мои эмоции. Обида. Злость. Часть 2. Обучение ребенка выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид.

Занятие 7. Групповой коллаж «Мой мир». Раскрытие потенциальных возможностей детей, обучение эффективным методам взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.

Занятие 8. Музыкотерапия «Мир животных». Творческое самовыражение, развитие невербального общения, возможность выхода энергии, накопившейся за время занятия, развитие активности, общей моторики, релаксация, переход от активных действий к успокоению.

Занятие 9. Лепка из теста «Несуществующее животное». Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка.

Занятие 10. Игротерапия «Тренируем свои эмоции». Развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции, снятие напряжения.

Занятие 11. Рисование карандашами «Прощание со страхами». Коррекция страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния.

Занятие 12. Социально - психологический тренинг «Всегда ли мы поступаем правильно?». Провести осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу.

Занятие 13. Изотерапийная игра «Я и моя семья». Выявить своеобразие эмоционального благополучия ребенка в семье, зафиксировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности.

Занятие 14. Тренинг межличностного взаимодействия «Я и другие». Создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе.

Занятие 15. Эмоционально личностное развитие «Исследуем себя». Развивать самоощущение, принятие себя таким, какой ты есть, развивать ощущение внутренней сосредоточенности.

Занятие 16. Музыкотерапия «Зимняя сказка». Творческое самовыражение, формирование чувства своего эмоционального состояния, формирование чувства защищенности, покоя.

Занятие 17. Сказкотерапия «Погружение в сказку». Развитие самопознания через психологическую сказку, развитие творческого восприятия.

Занятие 18. Знакомство с техникой монотипии с использованием ниток «Игра ниток». Развитие творческого мышления, терпения, аккуратности.

Занятие 19. Занятие по методам изотерапии и игротерапии. Формированием образного мышления, осознание и выражение своих чувств, развитие воображения.

Занятие 20. Заключительное занятие «Дарим радость». Подведение итогов. Подведение итогов выполненной работы, формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.

Итак, по итогам проведения 20 арт-терапевтических занятий с учащимися младших классов с ЗПР на базе классов КРО СОШ № 13 г. Уральска в социально-психологическом развитии данной категории детей наблюдались следующие изменения:

  • развитие мелкой моторики;
  • формирование образного мышления;
  • формирование представлений о себе;
  • стимулирование творчества и осознание чувств;
  • улучшение взаимодействия членов группы друг с другом;
  • осознание и выражение своих чувств;
  • повышение самооценки;
  • освоение различных художественных материалов и средств выражения;
  • развитие навыков работы с изобразительным материалом;
  • развитие схемы и образа тела;
  • решение пространственных задач;
  • развитие речи;
  • работа со страхом, тревогой, агрессией;
  • решение проблем поведения;
  • проявление инициативы и стимуляция выбора.

В завершении контрольного этапа эксперимента мы вновь разделили выборку младших школьников по уровням проявления ЗПР и провели сравнительный анализ (рисунок 1).

Таким образом, по завершении контрольного этапа эксперимента можно сделать ряд выводов:

1. Большая часть младших школьников нашей выборки (85% имеют низкий уровень ЗПР:

  • уровень самооценки находится в пределах нормы;
  • уровень развития наглядно-образного мышления, согласно матрице Равенна, средний (4-7 баллов);
  • уровень тревожности по шкале CMAS - «несколько повышенная» (7-8 стеновых баллов);
  • уровень агрессивности низкий.

2. Средний уровень проявления ЗПР свойственен для 15% испытуемых:

  • заниженный уровень самооценки;
  • уровень развития наглядно-образного мышления, согласно матрице Равенна, низкий (2-3 балла);
  • уровень тревожности по шкале CMAS - «несколько повышенная» (9 стеновых баллов);
  • средний уровень агрессивности.

3. Высокий уровень ЗПР не выявлен.

Таким образом, по итогам практической части магистерского исследования можно сделать ряд выводов:

  1. Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используется термин «задержка психического развития».
  2. Задачей психолога в работе с младшими школьниками с ЗПР является установление уровня развития каждого ученика, определение параметров его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал педагогам классов КРО, а с другой стороны, может подобрать эффективные методы коррекции и развития, дать рекомендации в отношении каждого ребёнка.
  3. Проблема поиска эффективных методов и форм обучения детей с ЗПР в условиях классов КРО на сегодня актуальна для всех общеобразовательных школ нашей страны. Важное место в данном процессе отводится школьному психологу, в задачи которого входить психологическое обеспечение и сопровождение коррекционно-развивающей деятельности с учащимися младших классов КРО. В ходе поиска наиболее эффективных методов работы с данной специфической категорией детей мы остановили свой выбор на арт-терапии. В процессе формирующего эксперимента мы убедились в удобстве применения арт-терапии в работе с детьми с ЗПР сочетающемся с высокой эффективностью для психического развития детей младшего школьного возраста.

Список литературы:

  1. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей.- СПб., 1999.
  2. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1975. - №6.
  3. Ульянкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 2001.
  4. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. // Альманах Института коррекционной педагогики, № 9.
  5. Лубовский В.И. Теоретические аспекты разработки методического подхода к диагностике нарушений психического развития // Психология аномальных различий: Тезисы докладов I Республ. науч. конф.: В 2 т. Т.II. - Вильнюс, 1986. - С. 264-266.
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.