РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы и возможности адаптации девиантных подростков в условиях специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа

О.Е. Мурзова

Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа) Санкт-Петербурга, создана решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в 1964 году и является учреждением профилактики правонарушений несовершеннолетних. Все это время, уже более 50 лет, в учреждении осуществляется работа с подростками имеющими те или иные особенности поведения.

Деятельность ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ регламентируется ст.15 п.5 Федерального закона РФ от 24.06.99 № 120-ФЗ ««Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и сопровождается школьной неуспеваемостью, постепенно переходя к приобщению к асоциальной группе сверстников, со схожими трудностями. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег, гаджетов, угон (с целью покататься) велосипедов, мотоциклов и машин. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК [3]. Для спецучреждения о котором идет речь, среднее количество преступлений для подростков, помещенных в закрытую школу - 5-6 эпизодов.

В школу принимаются несовершеннолетние (мальчики) в возрасте от 11 до 18 лет без отклонений в развитии и имеющие, отклонение в развитии (программа обучения VIII вида) на основании постановления или приговора суда.

Основными задачами спецшколы является обеспечение специальных условий содержания, обучение и воспитание детей и подростков с девиантным поведением; обеспечение их психологической, социальной адаптации и реабилитации, с целью коррекции поведения. Необходимое условие, которое часто упускается из виду, состоит в том, чтобы обеспечить подростку, развитие которого приобрело деструктивный характер, позитивный опыт роста и присутствие взрослого, который его понимает и поддерживает, чтобы ребенок мог осознать и развить свои внутренние ресурсы [4], [6].

Уникальность данного заведения в том, что на базе данного учреждения впервые были объединены девиантные подростки общеобразовательной школы и девиантные подростки VIII вида ещё задолго до внедрения идеи инклюзии. Обучаясь по общеобразовательной программе и программе VIII вида соответственно, осуществляется взаимодействие воспитанников в ходе внешкольных мероприятий и различных режимных моментов. Около 40% воспитанников с диагнозом умственная отсталость, 37% с задержкой психического развития и 13% - это условная норма.

Возраст детей, попадающих у ОУ начинается с 11 лет и это, как показывает практика, самый благодатный с позиций эффективности коррекционного воздействия возраст. Помимо этого, имеет первостепенное значение продолжительность срока пребывания в спецшколе. Оптимальным сроком пребывания является от 1,5 до 2х лет. Меньший срок не позволяет применить весь комплекс мер коррекционно-воспитательного воздействия, более долгий срок пребывания не всегда положительно влияет на дальнейшую социализацию вне стен закрытого учреждения и резкое падение учебной мотивации [1].

Необходимо отметить особую роль психолого-медико-педагогическому консилиума в эффективной реабилитационной работе с девиантными подростками. ПМПк является системообразующим фактором специальной школы. Результатом функционирования комиссии, является формирование базы данных, где аккумулируется основная информация о воспитаннике со стороны всех служб, что служит основанием для разработки индивидуальных маршрутов реабилитации подростков. Получаемые таким образом данные помогают координировать действия специалистов различных служб, участвующих в реализации индивидуального маршрута реабилитации воспитанников.

Различают негативные и позитивные формы отклонений. К негативным формам относятся нравственные деформации, нарушения закона, социальная патология, употребление психоактивных веществ. О них написано не мало научных работ. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности людей. К позитивным отклонениям относят все новое, вступающее в противоречие с устоявшимися нормами или с тем, по поводу чего еще нет нормы [5]. В то же время нельзя не отметить попытки основной образовательной системы унифицировать подростка, подводя понятие «нормы» к усредненному образу молодого человека без особых отклонений как в сторону высоких показателей, так и в сторону низких…Таким образом система «отбраковывает» как несоответствующих норме в том числе талантливых и творческих ребят.

При данном подходе девиантность является своего рода «двигателем прогресса» и вариантом развития общества в том случае, если обстоятельства благоприятно складываются для открывающихся способностей молодого человека [2]. Шансы на самоидентификацию и самоопределение подросток имеет только в случае поддерживающего окружения, если не школы, то как минимум семьи. Однако в случае девиантного развития мы, как правило, имеем дело с антисоциальными семьями. При неблагоприятном ходе событий, молодой человек приспосабливается к обстоятельствам в меру своих личностных особенностей и компенсаторных возможностей; как правило самоустраняясь от враждебно настроенной среды [3].

Так, в анамнезе развития большей части воспитанников СОШ №1 указаны многочисленные случаи уходов из дома и бродяжничество. Что в свою очередь создает проблему самовольных уходов из спецучреждения.

Заключение

Проблема реабилитации и социализации девиантных подростков сложная и трудоемкая работа, требующая большого вложения профессиональных и финансовых ресурсов и системного подхода [6]. Однако это та сфера, которая в дальнейшем способна принести значительные дивиденды. Многие подростки, преодолев проблему дезадаптации, способны не только стать полноценными членами общества, но и войти в «золотой фонд» нации.

Список литературы

  1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1989.- 152с.; [Источник: http://detovoditel.ucoz.ru/blog/dispozicionnye_faktory_sredovoj_dezadaptacii_d_p/2012-04-16-165]
  2. Медведев А.М., Прокофьева Т.В., Юнда А.В. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности Монография. -Волгоград, - ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». - Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009, – 316 стр.; [Источник: http://www.studmed.ru/medvedev-am-prokofeva-tv-yunda-av-psihologicheskaya-rabota-s-deviantnymi-podrostkami-problemy-i-vozmozhnosti_8f26f642c3a.html]
  3. Семья, Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Сем Н. Ф. Плясов, Г. И. Плясова ; под науч. ред. Г. В. Семья. М.: Полиграф-сервис, 2001.

О.Е. Мурзова08.06.2017 2110
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.