РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Собственный педагогический опыт по Формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка.

Собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка средствами заданий творческого характера при изучении словарных слов.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Поэтому перед учителем начальных классов, стоит серьезная задача — научить детей видеть свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД (ФГОС). 

Ведущим в уроке русского языка, несомненно, является работа со словом, поэтому вся работа проводится в определённой взаимосвязи фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

Не буду повторяться и останавливаться на общеизвестных приёмах и методах, таких как: языковой анализ (фонетический разбор), приемы зрительного (списывание), использование таблиц, карточек, перфокарт; метод сопоставления тематических групп (домашние животные, однокоренные слова, с «оро» и т.д.), составление предложений с трудными словами, игры, ребусы, кроссворды  и т.д. Рассмотрю лишь те, к которым мы прибегаем редко, хотя именно они вызывают у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

1. Игры со словариками.

Обеспечивая учеников багажом базовых (теоретических) знаний, российская система обучения не способствует развитию у них ситуативного навыка (практических знаний). В связи с этим с еще большей остротой встает вопрос повышения эффективности образования, в частности, целью уроков русского языка должны стать не только расширение словарного запаса учеников, не только изучение написания новых слов, но и развитие у школьников умения мыслить, анализировать, развивать способности к собственному творчеству с использованием богатства устной и письменной речи. Необходимо найти технологию обучения, которая позволила бы максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников.

Правильным решением, на мой взгляд, было бы отсутствие на страничках учебника словарных слов, обведенных в рамочку. Считаю важным, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились сами обнаруживать орфограмму, решали орфографическую задачу.

Лучше дать упражнение, где будет слово, которое нельзя проверить. И работали бы по правилу: «обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окно» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к её решению». Когда это сделать не удаётся, дети обращаются к авторитетному источнику – это, конечно, к словарю.

На данном примере видно, что идет развитие логических УД (анализ, синтез, построение логической цепи рассуждения и т.д.); общеучебных УД (понимают информацию в изобразительной форме, формулируют задачу, пользуются словарём). Здесь ученик – субъект, это и есть деятельностный подход к обучению.

Провожу интересные игры со словариками.   

«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.

Обучающиеся выясняют значение нового слова. Для этого сначала ученики пробуют сами объяснить, что обозначает то или иное слово, а затем находят его значение в толковом словаре или в сети Интернет. После знакомства со значением учащиеся словесно описывают картинку, которую бы они нарисовали, услышав это слово. Или игра «Лингвистическое лото» (в карточках лото написаны слова: афиша, жюри, каталог и т.д. Учитель читает толкование, дети должны закрыть фишкой или вычеркнуть слово; либо ведущий ученик показывает слайд с толкованием, а дети угадывают и записывают с проговариванием.  Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.

«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.

Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Учащиеся должны объяснить происхождение слов и дать толкование лексического значения. Несомненно, они обратятся к этимологическому словарю.

Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.

Немного о словарно-орфографической работе на основе этимологического анализа.  Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов, способствует формированию правильного понимания лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок.     Работа проходит по следующему плану: отгадывают загадку, затем выясняют этимологию слова, далее подбирают однокоренные слова, знакомятся с пословицами и поговорками, где смысл заключен в изучаемом слове.

Развиваются следующие общеучебные УУД  

2. Метод ярких ассоциаций или мнемоника.

Интерес у детей вызывает система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Это метод Гафитулина, или метод ярких ассоциаций, или мнемоника ( греч. слово запоминания).

СУТЬ МЕТОДА: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Например:

  • Пальто-папа – «папа купил пальто»;
  • Платок-плачу – «беру платок, когда плачу»;
  • Посуда-полка – «посуду ставим на полку»; или мойка, потому что МОЮ
  • Ягода-год – «ягоды мы едим каждый год».

Пальто — Шапка, Завод — Труба, Капуста — Заяц, Пенал — Учебник и т. д.

Такая работа способствует формированию фонематического слуха, необходимого для развития орфографической зоркости.

ТРЕБОВАНИЕ к ассоциативному образу:

Нельзя навязывать ученику свой ассоциативный образ.

ЦЕННОСТЬ — наличие у КАЖДОГО ученика СВОЕГО ассоциативного образа, при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Словарную работу с непроверяемыми гласными используя ассоциативный образ я провожу следующим образом:

  • знакомство со словом через загадку ,кроссворд и т.д.
  • проговаривание орфоэпически ,т.е. так как говорим
  • запись слова — возможно кто-то знает как писать орфографически?
  • проверка по словарю.
  • запись , под диктовку (орфографически).
  • определение ударения, корня, подбор однокоренных слов.
  • подчеркивание места ,где можно « споткнуться» при написании.
  • применение правила- безударная гласная в корне слова — НЕ МОЖЕМ
  • Что же делать? Запомнить, а может кто-то из детей предложит как лучше, интереснее запомнить? Выслушиваем версии.

К мнемотехнике можно отнести стихи, рассказы, рисунки, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Применяя прием ассоциативных связей процент запоминания словарных слов повысился с 54% до 77%, детям очень нравится такая работа, вызывает интерес к родному языку, развивает речь, активизирует мыслительную активность, способствует формированию учебных универсальных действий, особенно познавательных.   

3. Приёмы критического мышления.

Для закрепления написания некоторых слов использую приёмы критического мышления. Под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Определения критического мышления обычно включают в себя умение наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

  1. Ворона
  2. Чёрная, сильная
  3. Каркает, клюёт, летает
  4. Очень хитрая персона, а зовут её ворона.
  5. Птица.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники. Получаем большое количество информации. Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Даю задание: составьте кластер к словам с –оро-. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют, затем проверяют по словарю.

4. Использование кейс технологий.

Дети с большим интересом знакомятся с этимологией нового слова с использованием кейс технологий, а именно, методом ситуационного анализа, который позволяет глубоко исследовать проблему и найти правильное решение. Например, учащиеся при знакомстве со словом «ворона» получают кейс, где они должны выбрать верную информацию из двух возможных: «Слово ворона произошло от слова вор» или «Название птиц родственны слову вороной - «чёрный». Другой пример, определи, как образовано слово воробей? Дети получают два варианта ответов: «Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышлёные птахи, по неволи подумаешь: «воробей» – это просто - напросто «вора бей»  или «Слово воробей восходит к древней основе вор-. От неё образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил своё имя, что издавна, вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел».

В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) целесообразность выбора. Благодаря данному методу у детей развиваются не только учебно-познавательные действия, но и коммуникативные, и творческие способности. Кейс метод – одна из форм, способных положительно повлиять на процесс обучения, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение.

Мы можем заметить, что здесь в основном идёт развитие логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие; построение логической цепочки, рассуждения и доказательства.

5. Использование словарных физминуток.

Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучаемому. Поэтому для выявления уровня усвоения и запоминания словарных слов я использую словарные физминутки, которые   развивают не только мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, классификация), но и познавательные: память, внимание, мышление, а также выполняют здоровьесберегающую функцию, а именно, служат для профилактики близорукости, т.к. все изображаемые предметы в презентации двигаются благодаря анимациям. Работу можно проводить как индивидуально, так и парами, и даже группами. Отсюда идёт развитие и коммуникативных УУД.

Работу провожу по следующему плану: дети смотрят презентацию, глазки тренируются, а память работает, т.е. запоминает изображаемые предметы, которых от 8 до 10 штук. Когда презентация закончится, дети записывают название предметов, которые видели. Затем меняются тетрадями (взаимопроверка) и сравнивают свою запись с верной - на следующем слайде.

На своём опыте я убедилась, что такие приёмы работы дают возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам. Такая работа способствует более качественному усвоению материала, умению находить свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД.  

Следовательно, существует прямая зависимость уровня усвоения предметных знаний от уровня развития познавательных умений, поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.