РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Деятельностный подход в формировании у классного коллектива ценностных ориентиров «Личность - семья - общество».

Все лучшее и нужное «рождается в деятельности».

Современный мир полон обновлений и новшеств. Узнать все новое и современное остается сложной задачей не только для детей, но и для родителей и педагогов. Задача старшего поколения – воспитать культурного человека, то есть человека, принявшего ценности прошлых поколений, имеющего желание и возможности самому формировать ценностные ориентиры и реализовать их в повседневной деятельности. По мере взросления ребенок входит в социум, который имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру, где отражена самобытность данной культуры, в которой он живет, и осваивает нормы и правила, проходит свой индивидуальный путь социализации.

Все изменения, происходящие в этом возрасте, оказывают непосредственное влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций и на самоопределение подростка. Ценностно-смысловые ориентации представляют для личности ее индивидуальный выбор, ее путь деятельности. Личность существует и общается в обществе, является его частью, поэтому общество не должно оставаться в стороне при выборе личностью своего пути, не навязывая свою волю, а принимая позицию консультанта, помощника. Отсюда и вытекает проблема - сформировать подрастающему поколению ценностные ориентиры. Именно этой проблемой занимались такие педагоги-учёные, как Г. А. Аргунова, С.Г. Гладнева, Э. В. Зауторова, С.А. Куликова, Т. А. Шатилова, С. А. Артюхова, Н.Д. Никандров, И. И. Шатилова,Т. А. Серебрякова, З. И. Равкин, Г. А, Аргунова и многие другие.

Так исследователь С. А. Артюхова рассматривает ценности, как «духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющийся мотивом деятельности». Таким образом, на первый план выходит понятие «деятельность». Она, по мнению многих учёных-педагогов, является основой современного учебно-воспитательного процесса.

«Воспитания в чистом виде не существует. Воспитание есть организация деятельности» — утверждал С.Т. Шацкий. И именно деятельностный подход может стать основой этой организации.

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач , как средством становления и развития субъекности ребенка.. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитательной деятельности. Они, составляя часть учебно — воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуются единством деятельности воспитателей и воспитанников. Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе: социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии; возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, бескорыстного риска, сверхнормативной активности, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности ребенка, т. е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности ребенка, т. е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что ребенок развивается и растет в обществе. Поэтому работа по формированию у ребят ценностных ориентиров началась с оформления портфолио. Портфолио школьника – это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции.

При его составлении оказались следующие направления:

  • Становление личностных качеств;
  • Создание мотивации к личностному росту;
  • Саморазвитие и самопознание
  • Эффективность коммуникации.

В начале учебного года ученики ставят перед собой определенную цель, тем самым формируя умение правильно обобщать и систематизировать свои удачи и поражения. Также дети учатся организовывать свою деятельность, диагностировать интересы, потребности и склонности.

Работа с портфолио ведется при сотрудничестве с психологической службой школы — психологические исследования, традиционно проводимые в конце начальной и в средней школе, стали составной частью портфолио и материалом для анализа для детей, их родителей и классного руководителя.

В шестом классе работа с портфолио предполагает следующие направления: «Я — культурный человек», «Я и моя семья», «Я — житель моего города», «Я — здоровый человек»; «Я –друг».
Развитие личностных качеств также происходит в рамках классных часов, решение конфликтных ситуаций, формирования и принятия коллективных ценностей. В практику работы с детьми вошло подготовка и проведения тематических классных часов. Благодаря этому, дети учатся сами строить классный час, показывать свои знания, умения и навыки.

Самыми успешными и интересными стали следующие темы:

  • Мир моих увлечений. Мастер класс;
  • Классный час – рассуждение: «Кем я хочу стать и почему?»;
  • Праздник Пасхи. Мастер – класс;
  • История нашей страны: «Георгиевская лента».

Дети с большим интересом отнеслись к этим темам, задействовав не только всех своих одноклассников, но и родителей.

Также в практику работы с подрастающим поколением вошли игры на инсценированные проблемных ситуаций, которые возникают ежедневно. К таким играм относятся:

  • «Ассоциации» выбирается ведущий, который загадывает кого-то одного из участников. Задача остальных игроков отгадать этого участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые ведущий отвечает ассоциативно. Например, если это цвет, то какой; если это музыка, то какая; если погода, то какая и т.д. Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, ведущим становиться игрок, которого загадывали.
  • «Поменяйтесь местами те, кто…»
  • «Атомы и молекулы» Участники произвольно двигаются по игровой площадке, изображая «броуновское движение». Они — «атомы». По команде ведущего «Молекулы по три!» все участники быстро разбиваются на группы по три человека в каждой. «Атомы», не успевшие стать частью «молекул», либо выходят из игры (в этом случае игра продолжается до тех пор, пока не останется два-три игрока), либо выполняют какие-то творческие задания.
  • «Зеркало» один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. «Гримаса» передается по кругу. Анализ: каков механизм узнавания чувств?
  • «Крокодильчики» Игроки делятся на 2 команды, одна из которых загадывает слово (существительное, явление или фразу, или др.). Из другой команды выбирается человек, которому говорят загаданное слово. Этот игрок, используя мимику и жесты (без слов) должен объяснить своей команде слово. Отгадав слово, команды меняются местами.

Проводя такие занятия, детки учатся общаться не только в обыденной школьной жизни, но и в игровой деятельности.

Ценность семейных отношений в современном обществе остаётся очень высокой. Любая воспитательная деятельность должна ориентироваться на семейные ценности, поэтому так важно взаимодействие педагога с родителями. В начальной школе традиционно родители принимают участие в организации деятельности классного коллектива. При определенных усилиях возможно сохранение и развитие этого потенциала, использование его в средней школе. Так, взаимодействие с родителями начинается в рамках родительского всеобуча на собраниях, когда в ходе встреч с педагогами родители получают актуальную информацию по воспитанию подрастающего поколения. В рамках педагогического всеобуча проведены тематические родительские собрания: «Адаптация учащихся», «Режим дня ученика», «Конфликты взрослых и детей», «Мы закончили учебный год…»

Также при работе с коллективом проводятся совместные мероприятия: «Первый раз в пятый класс», «Праздник именинника», «Новогодние посиделки», «Праздник ко Дню матери», «День защитника Отечества», «Масленица». Все праздники я стараюсь проводить с участием мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это очень важный показатель нацеленности родителей и детей на совместную деятельность.

В рамках семейного воспитания было организовано семейное мероприятие ко Дню Защитника Отечества – игра «Папы и сыны». Игра прошла очень интересно и интенсивно. Восторг общения и соревнования получили не только дети, но и родители. В ходе таких мероприятий происходит становление семейных ценностей, у ребят семья выходит на главное место. Они не только общаются с родителями в нестандартной обстановке, но и получают новые навыки познания мира.

Умение устанавливать и развивать социальные связи в современном мире является одной из ведущих компетенций, поэтому организация деятельности в этом направлении так же оказалась очень важной и интересной.

Использовался потенциал родного города — были организованы и проведены экскурсии на «Кондитерскую фабрику им. 1 мая», музей художественных промыслов. В выборе экскурсий активное участие приняли дети, сформулировав на первом классном часе основные направления деятельности классного коллектива.

Используя потенциал учреждений культуры в районе, ученики класса приняли активное участие в библиотечных сумерках, организованных библиотекой им. Горького, посетили спектакли Камерного театра им. Степанова, ТЮЗа.

Жизнедеятельность коллектива отражается путем ведения фотолетописи (на страничке класса), организации мониторинга, работы с портфолио и классным уголком

Цель дальнейшей деятельности с классным коллективом:

  • Создание условий для развития коммуникативных способностей детей, самостоятельности и самоорганизованности; формирование уважительного отношения к мнению других.

Задачи, которые позволят достичь этой цели:

  1. развивать мотивацию к учебной деятельности;
  2. продолжить психолого-педагогическое диагностирование с целью коррекции направлений и форм работы воспитательной деятельности в классе;
  3. организовать творческую и коммуникативную деятельность учащихся, способствующую самопознанию и само регуляции в учебной и внеклассной деятельности
  4. развивать сотрудничество с родителями учащихся посредством включения их в организационный и воспитательный процесс в классе.

Список литературы:
1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.. – М., 2000.
5. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены