РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методическое обеспечение и документооборот службы сопровождения в образовательном учреждении

Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям.  В рамках этой службы осуществляется социально - психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, педагогам, проводится профилактическая работа и работа по первичной социально - психологической коррекции и реабилитации. Вся эта работа должна быть отражена в документации, которую обязан вести социальный педагог.

Содержание работы социального педагога формируется на основе документов, положений, дающих общую целевую ориентацию всей методической работе социально-педагогической деятельности.

К сожалению, на данный момент в образовательных учреждениях нет единой номенклатуры  документооборота социального педагога. Поэтому каждый педагог создает свои формы методических разработок, картотек, бланков,  используя литературу, интернет или создавая авторские разработки. За время работы социальным педагогом мною создана система документооборота социально-педагогической деятельности нашего образовательного учреждения.

Вся документация разделена на определенные блоки (номенклатуру дел) или направления социально-педагогической деятельности. Это:

  • нормативно – правовые документы службы сопровождения;
  • планирование работы на учебный год (по направлениям работы);
  • картотека детей по социальному статусу;
  • контрольно-коррекционная деятельность службы сопровождения;
  • профилактическая работа с обучающимися;
  • профориентационная работа с обучающимися;
  • методическое обеспечение социально-педагогической деятельности;
  • оказание социальной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • взаимодействие с внешними социальными структурами и субъектами профилактики (договора, переписка и т.д.).

В первую очередь кабинет необходимо оснастить следующими нормативно-правовыми  документами, регламентирующими работу социального педагога:

  • должностная инструкция социального педагога;
  • приказ №507 от04.11.95 «О мерах по развитию социально-педагогической службы образовательных учреждений города»;
  • приложения «Положение о социальном педагоге ОУ СПб» и др. в т.ч. «Примерный перечень документации социального  педагога ОУ»;
  • «Конвенция о правах ребенка»;
  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998;
  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996;
  • Федеральный Закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Кодекс об Административных правонарушениях РФ;
  • Уголовный Кодекс РФ;
  • «Социальный Кодекс Санкт-Петербурга»;
  • «Положение о социально-психолого-педагогической службе в ОУ».

В своей работе я  руководствуюсь и применяю  указанные документы, а также иные нормативные, правовые акты, регулирующие вопросы образования, воспитания детей для оказания социально-педагогической помощи.

Для  организации работы в образовательном учреждении социальному педагогу необходимо  планировать свою работу на день, неделю, месяц, год.  Для этого необходимо вести следующую документацию:

  • циклограмму социального педагога;
  • график работы социального педагога;
  • перспективный план работы социального педагога на учебный год. В данном плане работы определены основные направления социально-педагогической работы социального педагога: диагностическое, организационное,  индивидуальное сопровождение, профилактическое, профориентация обучающихся, методическая работа, связь с районными и городскими организациями;
  • перспективные планы работы школы  по направлениям социально-педагогической деятельности (планы  работы школы по профилактике правонарушений, по профилактике наркозависимости, по профилактике экстремизма в молодежной среде, по профилактике наркомании, по профилактике безнадзорности, по профилактике насилия и жестокого обращения с ребенком, по профилактике суицида и т.д.), а также  План работы Совета по профилактике и совместные планы работы школы  с ОДН и КДНиЗП.

Каждый педагогический коллектив нуждается в диагностическом инструменте, который точно подходит учебному заведению с учетом его специфики, контингента, целей и задач.

Диагностический этап работы — самый важный. Ведь от правильно выполненного исследования (изучения контингента обучающихся и их семей, их проблем) зависит выбор методов социально-педагогической помощи. Организация работы по изучению контингента обучающихся осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Полученные результаты заносятся в единый социальный паспорт школы. Для меня составление социального паспорта школы – это не формальный документ с цифрами. Важно получить целостное представление о социуме каждого ребенка, чтобы объективно и обоснованно оценить результативность и эффективность деятельности образовательного учреждения по работе с ребенком и наметить пути и средства дальнейшего его развития.

Одновременно с созданием социального паспорта школы заполняется база данных на каждого ученика, т. е. фиксируется жизненная ситуация каждого обучающегося в каждом классе. Составляются списки детей по социальному статусу (детей из многодетных семей, детей из малообеспеченных семей, детей, находящихся под опекой, детей инвалидов, детей имеющих статус «потеря кормильца», детей с ОВЗ, детей находящихся на домашнем обучении, детей из неблагополучных семей и детей находящихся в трудной жизненной ситуации, детей состоящих на внутришкольном контроле и учете ОДН).

В январе проводится сверка,  к уже имеющимся сведениям добавляются новые или вносятся коррективы.  В конце учебного года подводятся итоги, анализируются полученные результаты.

Контрольно-коррекционная деятельность для социального педагога в образовательном учреждении является ведущей. Важно не только выявить проблемы в жизни ребенка, но и обеспечить их разрешение. Своевременная фиксация и контроль  проводимых мероприятий с несовершеннолетним и его семьей позволяет объективно оценить результативность проделанной работы.

В связи с этим в документацию социального педагога должны входить следующие документы:

  • Положение о Совете по профилактике;
  • План работы Совета по профилактике на учебный год;
  • Протоколы заседаний Совета по профилактике;
  • Положение о постановке обучающихся на ВШУ;
  • Картотека на детей состоящих на ВШУ;
  • Учетная карта обучающегося;
  • Характеристика ребенка;
  • План индивидуальной воспитательно-профилактической работы на учебный год с отметкой о выполнении;
  • Заявление классного руководителя на постановку обучающегося  на ВШК или копия протокола об административном правонарушении;
  • Социальный паспорт семьи;
  • Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи;
  • Справки о проделанной работе (оказание социальной помощи, направление на консультацию психолога и т.д.);
  • Протоколы беседы с родителями, обучающимися;
  • Акты телефонных переговоров с родителями, законными представителями несовершеннолетних;
  • Письма, представления и т.д.
  • Журнал учета обращений за социально-педагогической помощью в службу сопровождения ОУ.

В школе уделяется особое внимание профилактической работе с обучающимися  и их семьями. Проводимая работа направлена на формирование, основ защиты прав и интересов детей, профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних.  Проводимые беседы, тематические лекции также фиксируются в документах социального педагога, например, составляется справка о проведенном мероприятии с приложением листа  регистрации присутствующих на мероприятии обучающихся, родителей или педагогов.

Ведение документооборота социальным педагогом  является  важной  и ответственной  частью  социально-педагогической деятельности в школе.  Важно получить целостное представление о социуме каждого ребенка, отразить проделанную работу для того,  чтобы объективно и обоснованно оценить результативность и эффективность деятельности службы сопровождения,  скорректировать работу и  наметить пути и средства дальнейшего сопровождения для достижения  положительного результата.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.