РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современный учебник по математике в начальном звене - подготовка будущего поколения к революции?

учебник

Подготовка к экзаменам по математике начинается с начальных классов. Беру учебник «Математика» 1 класс, авт. Н.Б.Истомина. Листаю книгу. Все вроде бы хорошо, встречаются красочные рисунки к некоторым заданиям, но восприятие учебного материала для первоклассника очень тяжелое. Примеров очень мало, а это возраст, когда рядом с малышами сидят родители и могут помочь при подготовке к урокам. Известно, что только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей дает лучшие результаты.

Вспоминаю свой 2 класс. Моя первая учительница проверяла у нас таблицу умножения. Вначале каждый мой одноклассник рассказывал наизусть таблицу умножения на 2, потом эту же таблицу умножения на 2 в обратном порядке, а потом вперемежку. Далее идет таблица умножения на 3. Методика опроса учителя такая же. И так до таблицы умножения на 9. Кроме устных опросов, знание таблицы умножения отрабатывалось письменно. И весь второй класс кто учил, кто старался понимать эту таблицу. Родители тоже помогали. Зато мы все эту таблицу умножения запомнили на всю жизнь, отработалось всё до автоматизма.

Крепкие вычислительные навыки по математике в начальном звене – это фундамент понимания всех изучаемых в дальнейшем естественных дисциплин. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». «Решайте – понимание придет потом». Великие слова в наследие от великих людей.

Математика - этот наука, которая осваивается языком цифр и чисел. Математика - наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившееся на основе операции подсчета, измерения и описания формы объектов (википедия). Такие слова «как догадайся», «чем похожи», «придумай вопрос задачи» и т. д. для мурзилочной математики, но не для учебника.

Раньше в учебнике по математике было много примеров, задач, мы не пользовались рабочими тетрадями. Наполняемость в каждом классе была около 40 учеников. В то время учились три года в начальном звене, а сейчас в начальном звене обучаются дети 4 года. В настоящие время примерно идеально наизусть таблицу умножения знают к 9 классу 10-30 % учащихся.

Чем же сейчас занимаются дети в 1 классе. Их учат мыслить, говорить. Не соглашусь с этим. Что значит уметь говорить и не уметь решать. Подготовка будущего поколения к революции? Кто много говорит от того толку не бывает. Чаще всего так и есть, человек дела, преданный своей работе или чем-то увлечённый, как правило, говорит мало, он занят своим делом. Всегда во все времена ценились, прежде всего, реальные дела, а не красноречие. Дела словами не заменишь. Научи хулигана говорить…, а может вспомнить А.П.Макаренко.

Педагоги все знают, что по данным исследований в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.

Сто раз можно посмотреть, как водят машину, но если самому много раз не попробовать, то шофером не стать. Не научишься быть музыкантом, если смотреть, как другие играют на рояле. Нужен упорный труд, а также молчаливая мыслительная деятельность.

Идем далее. Многие дети к 5 классу не умеют решать задачи. Значит, где-то хромает методика. Чтобы провести урок по решению задач будь то на проценты или на движение, учителю нужна большая подготовительная работа по их отбору. Учебник эту проблему не решает. Рядом с новой задачей в учебнике надо показать её краткую запись, схему или чертеж и решение, а далее по образцу предложить 5-6 похожих задач, меняя величины. Чтобы решить задачу ученик должен самостоятельно хорошо и быстро проиллюстрировать условие задачи любым удобным способом, проговорить это условие задачи со своих черновых записей, не смотря в учебник, а только потом приступить к её решению и сделать проверку. Только так решаются любые задачи. Далее обязательно несколько задач повышенной сложности. Решая сложные задания, для которых нет определенного алгоритма, учащийся формирует собственную самостоятельность, и готовность решать любые проблемы в реальной жизни.

Идем далее. Многие дети не умеют решать задачи по геометрии. Половина задач из учебника по геометрии учителями не используется ни на уроках, ни дома. Используются другие источники. Пособие для учителя, авторы С.М.Саврасова и Г.А.Ястребицкий великолепно с помощью схемы предлагают следующее условие задачи. Это чертеж, дано и найти. Почему бы это частично не использовать. Коротко, нет лишних слов, четкая наглядность, строгая последовательность задач в порядке возрастания сложности. Похожее пособие автора Э.Н.Балаян «Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ» содержит большой объем материала в виде таблиц, условие которых легче воспринимается учащимися. Этого нет в учебнике по геометрии, хотя некоторые секреты памяти современным составителям учебников по математике хорошо известны.

Идем далее. Теория вероятности. Эта не точная наука, а гадание на кофейной гуще, мистика, туманность, нет практического применения. Срочно убрать из школьного курса, это предмет для студентов вузов. Зачем решать задачу про кофе в двух автоматах, и ждать когда оно закончится, современные приборы сами супер идеально смогут справиться с такой проблемой. Это факультативный предмет, высшая математика. Мой сын пришел из школы, и говорит, я ржал, когда нам весь урок учитель объясняла с помощью квадратиков, что такое факториал. Ужас. Знают ли учителя сами этот материал. А есть учебник, который вводит этот материал с первого класса. Создается такое впечатление, что вводится какая-то другая математика в школе, не та, которая формировалась великими математиками веками. Зачем?

Мне очень нравится, что ввели ОГЭ и ЕГЭ по математике в школах. Этот экзамен помогает устранить многие пробелы в знаниях учащихся. Решая похожие примеры, отрабатываются вычислительные навыки. Решая задачи, развивается логическое мышление. Формируются такие качества, как ответственность, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца.

Экзамен по математике возвратит знание таблицы умножения, решение примеров с дробями, решение квадратных уравнений. С каждым годом подбираются задания на экзамене все лучше и лучше, делая подготовку к экзаменам увлекательным занятием. Меня это очень радует как учителя, как специалиста, как профессионала.

Математика - полезная наука. Она должна быть проще и доступнее многим, чтобы не искать решений в решебниках, чтобы не пользоваться калькулятором, чтобы говорить с огромным удовольствием «ЕС» (получилось), сверяя ответ в конце учебника. Для чего составлять непрофессионально и безответственно новые учебники по математике, тратя огромные государственные деньги, прикрываясь высокими словами?

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.